С началом кризиса антирейдерские фирмы отмечают резкое падение спроса на свои услуги. По мнению экспертов, рейдерство убыточно, когда активы дешевле купить, чем захватить.
Антирейдерские юридические фирмы меняют свою специализацию либо и вовсе прекращают свое существование. Как отмечают их руководители, спрос на услуги по защите собственности от недружественных поглощений упал уже в начале осени 2008 года, а теперь и вовсе близок к нулевому.
По словам главы антирейдерской фирмы «Росразвитие» Игоря Елисеева, если в начале 2008 года соотношение дел по защите собственности и по внутрикорпоративным спорам было примерно 50/50, то с начала осени антирейдерские услуги понадобились лишь 15% клиентов. Этот спад юристы объясняют именно кризисом.
«Активы дешевеют, поэтому в их захвате нет коммерческого смысла, — говорит Игорь Елисеев. — Рейдеры сейчас заняты тем, что сокращают персонал. Те юристы, которых мы раньше видели в судах на стороне захватчиков, теперь сидят без работы. А с ними и разводчики, и силовики, и весь «штат», который работал еще полгода назад. У рейдеров сейчас серьезные проблемы: перед кризисом они захватили много недвижимости, которая сейчас стала неликвидной. Управлять ею они не умеют и сидят на ней, не зная, что делать. А время играет против них: старые хозяева этих активов постепенно отыгрывают ситуацию в свою пользу».
Юридическая компания «Зеленый коридор», также работавшая в сфере защиты собственности, вовсе прекратила свое существование. Из четверых партнеров двое — Константин Добрынин и Валерий Зинченко — основали фирму Pen&Paper, которая будет заниматься корпоративными спорами. Другие двое — Константин Крутильников и Сергей Слагода — учредили фирму «S&K Вертикаль», которая займется бутиковыми правовыми услугами. Одной из причин разделения, как признают партнеры, послужил спад рейдерской активности в период кризиса.
«Стало невыгодно захватывать активы, как ни странно, потому, что размер взяток остался на прежнем, докризисном уровне, — говорит старший партнер Pen&Paper Константин Добрынин. — Сложилась парадоксальная ситуация, когда одно криминальное проявление локализовало другое. Коррупционеры психологически не готовы умерить свои аппетиты, а рейдеры — платить прежнюю стоимость. Активы дешевеют, а с оборотными средствами проблемы. Сегодня рейдерские кланы Петербурга несут критические утраты, не позволяющие им возобновить преступную деятельность».
Участники петербургского рынка слияний и поглощений подтверждают выводы юристов. «Когда все эти горы недвижимости — офисов, земли — никому не нужны, когда от них никакой прибыли нет, тогда, естественно, их ни захватывать, ни покупать никакой здравомыслящий человек не будет. И о каких слияниях и поглощениях в такой ситуации можно говорить?» — рассуждает управляющий управляющей компании «Теорема» Игорь Водопьянов, пишет dp.ru.