Парадоксально, но факт: главная площадь Петербурга до сих пор не включена в перечень объектов культурного наследия. Это обстоятельство «всплыло» случайно — из официального ответа Северо-Западного Управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры), передает ИА Росбалт.
И.о. руководителя Управления Александр Шухободский, в ответ на обращение депутата городского парламента Алексея Ковалева в связи с сооружением Большого зимнего катка на Дворцовой площади, сообщил: «Дворцовая площадь не является самостоятельным объектом культурного наследия. На прилегающей к ней территории действительно находится ряд объектов культурного наследия федерального значения, также непосредственно на самой площади находится объект культурного наследия федерального значения — Александровская колонна».
Однако, механизмы защиты данной территории есть — они обеспечены, в частности, региональным законом об объединенной охранной зоне 1988 года. Но «согласование проведения работ в зонах охраны объекта культурного наследия не осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия».
Попросту говоря, Росохранкультура «умыла руки», ограничившись лишь направлением в адрес вице-губернатора Сергея Тарасова письма «с просьбой принять меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия находящихся в непосредственной близости от Большого зимнего катка», пишет издание.
«Положение о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» (утверждено постановлением правительства РФ N354 от 6 июля 2007 года), в частности, делегирует этому ведомству право «проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы».
Всесторонняя экспертиза проекта сооружения катка на Дворцовой — как раз тот случай, когда этим правом стоит воспользоваться. Да и на официальном сайте этой организации можно обнаружить не один пример деятельного вмешательства Россвязьохранкультуры в процесс осуществления проектов, угрожающих культурному наследию. Например, в связи со строительством многофункционального комплекса в Ярославле (на площади Волкова, входящей в территорию объекта всемирного наследия — исторический центр города Ярославля).
Здесь федеральная Служба провела проверку соблюдения законодательства и международных обязательств, вытекающих из конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: «реализация проекта началась без согласования с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО», «экспертиза соответствия характера воздействия на охраняемый объект всемирного наследия проектируемого комплекса не проводилась».
В связи с чем заказчику строительства было сделано «представление о прекращении подготовительных работ впредь до получения экспертного заключения об отсутствии негативных воздействий на объект всемирного наследия намечаемого строительства и получения необходимых согласований». О складывающейся ситуации был проинформирован председатель Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО — министр иностранных дел Сергей Лавров.
Аналогичные действия федеральное ведомство могло бы предпринять и в случае с Дворцовой площадью, ведь она также входит в границы объекта всемирного наследия (исторический центр Петербурга), и здесь уместно говорить о необходимости выполнения обязательств Российской Федерации в рамках ратифицированной нашим государством Конвенции 1972 года.
Можно было бы вспомнить и о таких официальных документах ЮНЕСКО, как, например, «Рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей» (принято Генеральной конференцией в Найроби 26 ноября 1976 года), «Рекомендации о сохранении и культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ» (принято Генеральной конференцией в Париже 19 ноября 1968 года) и «Рекомендации о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей» (принято Генеральной конференцией в Париже 11 декабря 1962 года).
Да и федеральный закон об объектах культурного наследия народов РФ пунктом 1 статьи 33 определяет среди целей и задач государственной охраны — предотвращение изменения облика и нарушения установленного порядка использования, предотвращение других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Так что, вполне правомочно было бы рассматривать сооружение катка на Дворцовой как нарушение указанной нормы закона.
Этим же законом определен порядок использования объекта культурного наследия — он должен быть обусловлен его особенностями, благодаря которым он и причислен к культурному наследию и которые являются предметом госохраны. В статье 44 четко прописаны условия, соблюдение которых строго обязательно при возможном приспособлении объекта культурного наследия «для современного использования».
По закону, это могут быть «научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны».
Отметим также, что Дворцовую площадь признали первым чудом России. С 30 мая этого года россияне выбирали семь главных чудес нашей страны. По промежуточным итогам голосования выяснилось, что больше всего голосов имеет ансамбль Дворцовой площади и Зимний дворец — 3 тысяч 187 голосов.