ГАЗЕТА.СПб продолжает знакомить читателей с «Маршрутом на час» — вокруг станции метро «Площадь Александра Невского». Нас ожидает Дом Полежаева, замеченный в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» и еще много всего интересного. Продолжаем!
ДОМ ПОЛЕЖАЕВА
улица Старорусская, 5
Без преувеличения, этот дом на перекрестке Старорусской, Новгородской и 8-й Советской — один из самых красивых и необычных в Петербурге. Впрочем, «дом» — мягко сказано: это настоящий жилой комплекс с множеством корпусов, дворов, арок.
Разглядывать дом можно бесконечно: архитектор Иван Яковлев украсил его башенками, окнами необычной формы, лепниной, скульптурой, балюстрадами, шпилями, мансардами… Здесь смешалось множество архитектурных стилей: модерн, готика, «русский стиль».
Дом был рассчитан на обеспеченных людей: самые роскошные квартиры занимали несколько сотен квадратных метров. Впрочем, буквально через два года после сдачи дома грянула революция, и роскошные квартиры превратились в коммуналки. Правда, здесь они были особенно большими — некоторые квартиры насчитывали по двадцать комнат и по сотне жильцов.
Жаль, что дом, хоть и внесен в охранный перечень КГИОП, находится в плачевном состоянии: он ни разу за сто лет не подвергался капремонту и сейчас понемногу разрушается.
Кстати, Дом Полежаева можно увидеть в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»: именно он «сыграл» дом 302-бис по Садовой улице в Москве, где жили Воланд и его свита.
ЗДАНИЕ ЕВГЕНЬЕВСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
улица Старорусская, 3
Налюбовавшись домом Полежаева, подойдем к другому дому на этом же перекрестке. Это мрачноватое здание из темного кирпича с огромными арочными окнами на фасаде — больница №46 Святой Евгении. Здание больницы в конце XIX века выстроил архитектор Д. Пруссак по заказу Общины сестер милосердия Св. Евгении. Здесь разместились больница для неимущих, приют для пожилых сестер милосердия, курсы медсестер и амбулатории.
Правда, средств для содержания всего этого не хватало, и тогда община открыла… издательство, которое придумало печатать то, что мы сейчас знаем как открытки — тогда это называлось «художественные открытые письма». Председательница общины обратилась к популярным художникам с просьбой написать рисунки «для издания их в виде открытых писем», и 28 художников безвозмездно предоставили свои рисунки.
Всего издательством было выпущено почти 7000 видов открыток: с репродукциями, видами городов и памятников, портретами особ императорской фамилии. Открытки Евгеньевской общины действительно принесли больнице необходимые средства, а сейчас за ними охотятся коллекционеры. Кстати, именно Евгеньевская община стала выпускать одни из первых путеводителей по Петербургу.
ЦЕРКОВЬ ШЕСТОКОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
улица Старорусская, 8
Эта церковь с необычными черными куполами находится вдалеке от туристических троп и известна, пожалуй, только жителям окрестных улиц.
Она была построена архитектором Никоновым в 1900 году, но больше напоминает ярославские храмы XVII века. Сегодня это единственная в Петербурге церковь Грузинского прихода.
МЫТНЫЙ ДВОР
улица Старорусская, 1
Это здание за годы существования многократно перестраивалось и сегодня выглядит, прямо скажем, неприглядно: заброшенные обшарпанные корпуса, надписи «шиномонтаж» краской от руки. А ведь, по одной из версий, архитектором Мытного двора был легендарный Василий Стасов — тот самый, что спроектировал здание Академии Наук, Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Троице-Измайловский соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота. В лучшие времена Мытный двор был центром большого купеческого района, и именно здесь взимались пошлины на товары — «мыт».
Согласно разнообразным проектам, здание планируют реконструировать, разместив в нем бизнес-центры. Но воз и ныне там, а пока Мытный двор, формально охраняемый государством как памятник архитектуры, неуклонно разрушается.
КАФЕ «ИТАЛИЯ»
проспект Бакунина, 5
Хотя проспект Бакунина и примыкает к Невскому, рестораторы редко рискуют открывать здесь заведения: район в смысле проходимости считается провальным. Но кафе «Италия» — счастливое исключение: по выходным здесь довольно сложно найти свободный столик. Назвали заведения не для красоты: и владелец, и шеф-повар заведения — итальянцы, по-итальянски же говорит и большая часть персонала. Залы украшают настоящие мотороллеры «Веспа», костюмы мотогонщиков и коллекции мотоциклетных шлемов, а на полках кафе можно найти редкие коллекционные издания, посвященные мотоциклам и гонкам.
В меню «Италии» — огромный выбор пиццы и пасты плюс легкие закуски и десерты. Порции гигантские (стандартную пасту сложно съесть в одиночку), готовят по-настоящему вкусно, а цены более чем демократичные. Правда, будьте внимательны — банковские карты в «Италии» почему-то не принимают.