Понедельник, 8 декабря 2025
$76.09 €88.7 ¥10.73
0.6 C
Санкт-Петербург

В Александринке — премьера «Онегинъ. Online» в постановке Эйфмана (видео)

Эйфман назвал балет «Онегинъ. Online», перенеся действие в наше время. Как рассказал мастер на пресс-конференции в Петербурге, премьера пройдет 3 марта на сцене Александринского театра.

«Я поместил пушкинских героев в новые обстоятельства, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила, чтобы ответить на волнующий меня вопрос: что есть русская душа? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность, и как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа», — сказал Борис Эйфман. Вдохновляясь поэзией Пушкина, он создал «свою поэзию, хореографическую». Классическая канва спектакля построена на музыке Петра Чайковского, но не из одноименного балета, а из «Времен года», симфонических поэм и двух квартетов. В балете она переплетается с хитами группы «Автограф», популярной в переломные 90-е годы. А именно это время угадывается в спектакле.

Этой постановкой мастер завершает своеобразный триптих, над которым он работал последние годы. В него входят также «литературные балеты» — «Анна Каренина» и «Чайка» — в них реализованы возможности современного психологического балетного театра, пишет Газета.ру.

СЮЖЕТ «ПЕРВОГО КАНАЛА»

Борис Эйфман рассказал о постановке в интервью «Российской газете».

— Борис Яковлевич, понятно, что все, что вы создаете, не случайно. Очевидно, не случаен и «Евгений Онегин».

— Конечно. Этот спектакль завершает своеобразную трилогию, которую я создал в последние годы: «Анна Каренина» по мотивам романа Толстого, «Чайка» по Чехову и, наконец, «Евгений Онегин. Online» по мотивам романа Пушкина. Таким образом мы как бы демонстрируем, к чему стремится наш театр — к созданию драматического, психологического театра.

— У искусства танца есть преимущество перед драматическим театром — вы априори освобождены от «пошагового» изложения хрестоматийного сюжета. Поэтому вы говорите «по мотивам» того или иного произведения?

— Безусловно, заполняя пустое пространство эмоциями, идущими от пластики тела, насыщая общеизвестные движения чувственностью и энергетикой, мы создаем своего рода психодраму. Не иллюстрацию «Евгения Онегина», а выражение моих фантазий, моего видения этого произведения.

— Юрий Лотман утверждал, что за дальностью лет уже мало остается надежды, что смысл «Евгения Онегина» вообще когда-либо будет понят. А вы не побоялись ступить на эту территорию?

— В том-то и дело, что я имею большую привилегию в данном случае. Если бы мне надо было оперировать поэтическим языком Пушкина, я, может быть, и не решился бы браться за «Онегина». То, что сделал Модест Чайковский в опере (Модест Ильич Чайковский — брат Петра Ильича — написал либретто к знаменитой опере. — Прим. авт.), по большому счету достаточно вульгарно. Он взял из романа Пушкина кусочек оттуда, кусочек отсюда. Но гениальная музыка сняла все вопросы, а победителей не судят. Я бы на такое не решился, если бы я не был хореографом. А так я свободен. Я читаю поэзию, а потом сочиняю свое, совершенно самостоятельное произведение искусства.

— И все же почему вами выбран именно Пушкин, а не, скажем, Гоголь? Ведь в этом году отмечается его юбилей.

— У Гоголя нет любви. А у меня, уж извините за банальность, без любви не получается. Гоголь же, да, фантасмагоричен, интересен, но для меня он — «оскопленный» художник.

— А Пушкин близок?

— Да, Пушкин для меня очень любопытная фигура. У него эмоциональное, страстное восприятие жизни. Не закомплексованное в отличие от Гоголя, который жил в панцире своих иллюзий. А Пушкин — это такое дитя природы. Африканская кровь, что уж тут говорить.

— А кстати, вы никогда не задумывались над парадоксом — у истоков золотого века русской культуры XIX века стоит «африканец» Пушкин.

— Это, кстати, тоже одна из причин, почему мне близок Пушкин. Инородец в России — особая тема в нашей стране. И более того — инородец, который стал знаком русской души, русского духа. В какой-то степени, по-своему, со всеми оговорками, я повторяю его судьбу.

— Хорошо, а почему «Евгений Онегин»? Да еще и online? Почему, скажем, не «Пиковая дама»…

— Маниакальная страсть Германа мне тоже не близка. Мне было бы трудно фальшивить с самим собой, придумывать чуждые мне концепции. Мне не близка страсть к деньгам, к картам, к выигрышу. Я не хожу в казино — мне это неинтересно. У меня своя «игра», и я играю по-крупному. Герман торговался не с Богом, а с темными силами. И ему нужно было одно, а мне — совсем другое.

А что касается «Евгения Онегина», то, во-первых, эта история, которая своей драматургией просится на балетную сцену, потому что это история о нереализованной любви. А во-вторых, этот роман, как известно, «энциклопедия русской жизни», в нем Пушкин создал удивительно точный архетип русского характера своего времени, сотворил поэтический образ русской души, загадочной, непредсказуемой, необыкновенно чувственной. Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Поэтому-то в название спектакля я добавил слово «online» — чтобы указать на временную универсальность этого произведения. И поэтому же сочетаю великую музыку Петра Чайковского с музыкой рок-группы «Автограф», которая была очень популярна в начале 90-х, именно тогда, когда зарождалась история наших Онегина и Татьяны. Этот эксперимент мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос: что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою притягательность?

— Художники часто наполняют свой мир знаками. Например, Тарковский был пленен символом зеркала. Есть ли у вас знаки, выражающие ваше мироощущение?

— Я, напротив, всегда стараюсь выйти за рамки знаков, символов, границ, круга, квадрата, треугольника. Почти в каждом знаке для меня, как в дорожном знаке, таится ограничение. Впрочем, человеческое тело — самый близкий мне знак. Тело для меня — знак и провокатор. Когда я не вижу тела, я пребываю в пассивном состоянии. Когда же я его вижу, то начинаю фантазировать, и я практически не управляю этим процессом, который идет помимо моей воли. Есть элемент какого-то древнего шаманства, который находит свое воплощение в танце. Это счастье — иметь возможность передать страсти, которые внутри меня, через молодое и прекрасное тело. Тем более когда собственное тело стареет, а чувства и эмоции становятся острее, экспрессивнее.

— Тела звучат для вас как разные инструменты? В одном вы слышите скрипку, в другом — контрабас, а в третьем — фагот?

— Я не собираю такого рода «оркестр», но, действительно, каждое тело, имея определенную, только ему свойственную тональность, рождает во мне определенную мелодию.

— Каждая из которых сводится к общему знаменателю — какому?

— У меня нет собственной философской программы, которую я хотел бы воплотить на сцене. Все-таки мое искусство не декларативно, а эмоционально. Но тема, выстраданная мною, есть — тема свободы человека как личности, свободы, данной Богом как дар.

Узнавайте о новостях первыми в наших официальных каналах в Telegram и Дзене

Поделиться:

Читайте также

Как сообщили в пресс-службе партии, в Санкт-Петербурге «Новые люди» запускают два проекта, которые направлены против навязчивого преследования. Об этом рассказала депутат Госдумы, один из авторов инициативы «Сталкингу нет» Ксения Горячева.Проект «Ключевое слово» предполагает создание сети партнёрских точек — кафе, баров, магазинов. Их сотрудники пройдут обучение и освоят алгоритмы действий, позволяющие жертве преследования обратиться за помощью с использованием кодовой фразы. «Нам приходят десятки сообщений от тех, кого подстерегали у дома, сопровождали по дороге с работы, поджидали около кафе или торговых точек. Во многих подобных случаях позвонить в полицию не получается, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать», — поясняет суть проекта депутат Госдумы Ксения Горячева. Ещё одна инициатива позволит шире осветить проблему навязчивого преследования. Многие жертвы стесняются говорить о проблеме или...
Анализ повторных сделок компании «Главстрой Санкт-Петербург» за 2024–2025 годы показал, что свыше половины таких покупок составляют двух- и трехкомнатные квартиры. Исследование проводилось в жилых комплексах «Северная долина», «Юнтолово» и «Кронфорт. Центральный».В 2024 году на двухкомнатные квартиры пришлось 44% повторных покупок, а в январе-октябре 2025 года — 38%. Доля трехкомнатных лотов выросла с 11% до 13%. Однокомнатные квартиры стабильно занимают более 30% в структуре повторных сделок. Средние площади остаются неизменными: 39 кв. м для однокомнатных, 57 кв. м для двухкомнатных и 74 кв. м для трехкомнатных квартир.В 2025 году изменились предпочтения покупателей в планировках: классическим вариантам отдали предпочтение 57% клиентов, тогда как в 2024 году доля евроквартир составляла 58%. В ЖК «Кронфорт. Центральный» почти половина, 49%, повторных сделок заключена по...

Популярное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ