Около 56% россиян зафиксировали сокращение доходов за последний месяц. Такие данные приводятся в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пишет РБК.
Велик и процент тех, чьи доходы за это же время не изменились, — 39%. Причем чаще всего такой ответ давали представители среднего класса. Наконец, 2% опрошенных признались, что их доходы выросли.
Изменились цифры и по сбережениям. Если в прошлом году об увеличении накоплений сообщали 15%, то сейчас — только 6%. Напротив, возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008 году до 29% в 2009-м.
Если в 2008 году накоплений не делали 68% опрошенных, то сейчас доля таких респондентов выросла до 72%. Чаще это те, кому денег не хватает даже на продукты (92%). 23% сообщают, что откладывают деньги (в 2008 году — 26%), наиболее склонны заявлять об этом представители среднего класса (46%).
За год увеличилась доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), почти в два раза — с 8% в феврале 2008 года до 14% в феврале текущего года. Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) — с 28% до 32%. Напротив, сузилась средняя прослойка (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) — с 46% до 39%.
Заметим, что кризис не заставил жителей Петербурга и Москвы отказаться от икры и дорогого алкоголя, при этом процент желающих переплачивать за макароны и сотовую связь стремится к минимуму.
В частности, кризис не только не убил тягу потребителей к дорогим маркам и категориям товаров, но даже напротив, позволил выявить «причины», по которым люди по-прежнему готовы за них переплачивать: условно — это «праздник», «дети» и «возможность побаловать себя».
Исследование Profi Online Research в части продовольственных товаров показало, что меньше всего желающих экономить на детском питании (73%), дорогом алкоголе (52%), икре (41%) и фруктах (39%). В свою очередь переплачивать за бакалею не готовы 67% опрошенных, за макаронные изделия — 63%, за хлеб — 58%, пишет dp.ru.
В непродовольственном сегменте больше чем сейчас люди не готовы платить за хозяйственные товары (70% от числа опрошенных), за бытовую химию (67%) и товары для ремонта (также 67%). «Аутсайдерами» в группе стали потребители, готовые отказаться от дорогой косметики (25%), одежды (27%) и обуви (27%).
Добавим, что 53% питерских фирм уже успели «оптимизировать штаты», суммарная цифра выглядит просто пугающей — более чем две трети предприятий уже сократили своих сотрудников или сделают это в ближайшее время. Многие сократили зарплатные фонды. Только с начала кризиса оклады работникам уменьшили около 18% петербургских работодателей, еще 25% — сделают это в ближайшее время.
Заметим, что по данным городского правительства, то есть председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга Сергей Бодрунова, летом 2008 года доходы горожан (в среднем) превысили 20 тыс. рублей, но в результате кризисной ситуации снизились до 17,2 тыс. рублей.
Также г-н Бодрунов отметил, что среднемесячная заработная плата в Петербурге в 2008 году увеличилась на 26,6% и составила чуть более 22 тысяч рублей, а реальные доходы населения из-за последствий кризиса сократились на 11%.