В Госдуму внесли проекты, которые дополнительно регламентируют ввоз автомобилей в Россию. Депутаты говорят, что он не ужесточит импорт «праворульных» автомобилей и подержанных иномарок. Эксперты сомневаются.
Вице-спикер Госдумы Олег Морозов и депутат Николай Гончар внесли в Госдуму поправки к Законам «О безопасности дорожного движения» и «О техническом регулировании».
Как сообщил журналистам Олег Морозов, «законопроекты направлены на решение<...> задачи, влияющей на обеспечение безопасности дорожного движения». По его словам, необходимо «упорядочить систему выпуска в обращение на территории РФ как новых автомобилей, так и бывших в эксплуатации».
Первое, что предлагает Морозов, – распространить процедуру обязательной сертификации не только на новые, но и на подержанные автомобили, ввозимые из-за рубежа.
«Второе, — говорит Морозов. — Мы предлагаем установить специальную процедуру уполномочивания органов, осуществляющих работы в сфере обязательной сертификации товаров и услуг. Чтобы пройти эту процедуру, органы по сертификации должны отвечать определенным минимальным требованиям. Например, иметь российскую «прописку», не менее чем 3-летний опыт работы и т. д.»
По словам депутата, это необходимо сделать из-за ненадежности ряда такого рода организаций. В частности, в первом полугодии 2008 года Ростехрегулированием была проверена деятельность 10 органов по сертификации, из которых 4 были лишены права заниматься сертификацией автомобилей, а деятельность 2 была приостановлена.
Морозов также сообщил, что никакой революции в системе обязательной сертификации не произойдет. «Лишь только после вступления в силу разрабатываемого Правительством РФ технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» заработают те законопроекты, которые я сегодня представляю», говорит он, -«Но и тогда они коснутся лишь части ввозимых подержанных автомобилей».
Напомним, что Минпромторг разрабатывает законопроект регламента «О безопасности автотранспортных средств». Согласно ему специальные требования могут устанавливаться к обзорности для водителя «во всех направлениях для принятых в Российской Федерации условий дорожного движения» и к соответствию установленным в стране «характеристикам и действию» светотехники.
В СМИ появились предположения, что новые поправки в законопроекты Морозова и Гончара незаметно готовят фактический запрет ввоза в Россию из ряда стран, как не соответствующие требованиям нового регламента по безопасности, например.
По словам Олега Морозова, это не так. «Предлагаемые изменения будут распространяться лишь на те марки ввозимых в страну автомобилей, которые еще не имеют «одобрения типа транспортного средства», — утверждает он.
Владельцу такого автомобиля перед получением в таможне паспорта транспортного средства сначала надо будет обратиться в уполномоченный орган по сертификации и пройти установленную процедуру, а затем – в таможню и ГИБДД.
Слухи об ужесточении требований, дополнительных проектах, или представлении каких-либо дополнительных документов при ввозе автомобиля из-за рубежа Морозов назвал «страшилками». А насчет темы запрета на ввоз так называемых «праворульных» автомобилей Морозов сообщил, что оба законопроекта не содержат норм, устанавливающих подобный запрет вообще не касаются данной темы.
Ведущий аналитик агентства «Автостат» Дмитрий Агафонов все-таки сомневается, что все будет так просто, как говорит депутат. «Никто еще не видел этого самого регламента, и что в нем будет, какие ограничения он наложит – неизвестно», — говорит эксперт.
«В любом случае – это станет дополнительной нагрузкой для тех, кто будет возить автомобили из стран, которые не присоединились к Женевскому соглашению 1958 года о безопасности автомобилей, например из Китая, США, Индии, Бразилии и Ирана», — говорит Агафонов.
«Речь может идти, например о нашумевшем автомобиле Nano, индийской компании Tata Motors, который в индийской комплектации будет стоить 2 тыс. евро, а европейском варианте – 5 тыс. евро. К нам, наверняка, сможет попасть только европейская версия», — утверждает аналитик.
Он также полагает, что проблемы с ввозом могут возникнуть и у части автомобилей из Японии, которые не имеют европейских аналогов и, следовательно, не сертифицированы.
Что касается американских авто, то, по словам эксперта, там, прежде всего, имеется несоответствие светотехники (передних и задних поворотников).
Поэтому, как считает Агафонов, речь все-таки может идти о протекционистских мерах в отношении отечественного автопрома.
В прошлом году в Россию было продано 3,3 млн автомобилей, из которых лишь 400 тыс., или 12%, подержанные иномарки, причем наибольшая чсать из них — «праворульки» из Японии.
По данным агентства «Автостат», в январе нынешнего года юрлица импортировали 29 832 автомобиля, из которых около 3 тыс. подержанные. В феврале импорт достиг 54 800 автомобилей, из которых только 0,6% (330) подержанные.
После введения новых таможенных пошлин на подержанные иномарки ввоз иномарок через таможни Дальнего Востока физлицами в январе–феврале снизился в 4,4 раза, до 3900 машин, по сравнению с 17 400 авто за первые 2 месяца прошлого года.
Автодилеры ожидают, что в нынешнем году ввоз подержанных иномарок упадет в 5–6 раз по равнению с 2008 годом, пишет dp.ru.