В условиях, когда европейцы не спешат вкладывать деньги в Петербург, Смольный обратил свое внимание на Китай. В профильном комитете по инвестициям подготовили портфель из нескольких проектов, вложиться в которые предложат бизнесменам из Поднебесной, пишет Фонтанка.ру.
Среди них – строительство скоростной трамвайной линии «Автово» – «Балтийская жемчужина», парк развлечений на юге Купчино и центр по производству одежды и обуви под Красным Селом. В поисках инвесторов глава ведомства Ирина Бабюк уже улетела в Гуанчжоу.
В настоящее время китайские инвесторы реализуют только один крупный проект в Петербурге: с 2005 года консорциум пяти компаний из Шанхая строит на юго-западе квартал коммерческой и жилой застройки «Балтийская жемчужина». Теперь же в Смольном решили предложить бизнесу из Поднебесной вложиться еще в несколько проектов, которые подготовили под руководством вице-губернатора Олега Маркова.
В минувшую пятницу, 18 октября, губернатор Георгий Полтавченко рассказал о них премьеру Дмитрию Медведеву во время их встречи в Петербурге. А уже в воскресенье глава профильного комитета по инвестициям Ирина Бабюк отправилась в китайский город Гуанчжоу, чтобы показать их потенциальным инвесторам и местным властям.
Сами строили, сами и возите
Один из самых любопытных проектов, в которые предложат вложиться китайцам, – это линия легкорельсового трамвая от станции метро «Автово» до «Балтийской жемчужины». Напомним, что изначально Смольный планировал построить до «Балтийской жемчужины» линию скоростного трамвая, который следовал бы по эстакаде («Надземный экспресс»).
Существовало несколько вариантов, куда дальше пойдет «Надэкс» от «Балтийской жемчужины», однако в 2009 году из-за кризиса от проекта отказались и больше к нему не возвращались. Между тем «китайский квартал» растет: уже построены жилые комплексы «Жемчужная симфония» (1100 квартир) и «Жемчужная премьера» (1200 квартир), а также деловой центр площадью 10 тысяч кв.м.
В настоящее время обитатели квартала лишены нормальной транспортной инфраструктуры. Альтернатива поездке на автомобиле – это автобус №160 и трамваи № 36, 41 и 60, которые ходят до станций метро «Автово» и «Кировский завод», а также транзитные маршрутки. Однако автобус может попасть в пробку, а поездка в трамвае длится долго, так как на линии используются устаревшие составы, а сами пути не приспособлены для скоростного движения. По этой причине в Смольном и родилась идея реконструировать существующую трамвайную линию под скоростное движение и закупить современные вместительные составы.
Правда, вкладывать в этот проект бюджетные средства город не готов, и потому предложит его китайским инвесторам. Как говорят в комитете по инвестициям, город может помочь с подготовкой проекта, с решением земельных вопросов. Инвестор же, например, получит право эксплуатировать линию в течение определенного срока, возмещая за счет прибыли свои затраты.
Отметим, что речь может идти о весьма серьезных суммах. Замороженный ныне проект скоростной линии от Пулково до Московского вокзала оценивался в 16 млрд при длине в 26 км. Если учесть, что от «Автово» до «Балтийской жемчужины» по проспекту Стачек и Петергофскому около 7 км, то речь может идти о цене в 4 млрд. В самом комитете говорят, что примерных оценок пока не проводили и пока только попытаются понять, насколько в принципе такой проект интересен китайским инвесторам.
Носки и реагенты
В Китае Ирина Бабюк также покажет инвесторам и чиновникам проект по строительству на юго-западе Петербурга, под Красным Селом, индустриального парка легкой промышленности. В представлении Смольного проект не обязательно реализовывать одной компании: это может быть группа инвесторов, которая возведет предприятия по производству одежды и обуви.
Там же, на юго-западе, комитет по инвестициям предлагает построить технопарк инновационной продукции в сфере ЖКХ, а именно: систем очистки воды, кондиционеров, оборудования для отопления домов, противогололедных реагентов и т.д.. Как рассказали в ведомстве, технопарк может состоять не только из производственных площадок, но и из исследовательских лабораторий, выставочного комплекса и гостиницы на 200 человек.
Конкретная стоимость этих двух проектов еще не определена: она зависит от числа потенциальных инвесторов, производственных мощностей и других факторов. По этой же причине пока рано говорить, где могут появиться технопарки, хотя несколько территорий в комитете уже подобрали.
Впрочем, ориентация на юго-запад не случайна: как известно, в ближайшее время в западной части Пушкинского района начнется строительство города-спутника «Южный», рассчитанного на 134 тысячи жителей. По задумке Смольного, часть жителей города-спутника в будущем могла бы найти себе работу именно в технопарках легкой промышленности и продукции в сфере ЖКХ.
Мини-Европа made in China
Два других проектах, которые Ирина Бабюк покажет китайским инвесторам, относятся к области коммерческой недвижимости. Прежде всего, это парк развлечений в южной части Фрунзенского района – на участке, ограниченном Карпатской улицей, Малой Балканской, Софийской и КАДом. Парк развлечений предполагается разделить на несколько зон: в одной будут располагаться шумные механические аттракционы, вроде американских горок, в другой – более спокойные аттракционы, рассчитанные на маленьких детей.
Еще одна зона, по задумке комитета, будет похожа на «Парк чувств» на острове Рюге на северо-востоке Германии, где в естественном ландшафте установлены занимательные конструкции, вроде водяной призмы, в которой можно увидеть радугу. Наконец, одну зону планируется отдать под парк «Мини-Европа» с миниатюрными копиями архитектурных памятников Старого Света.
Часть развлечений планируется разместить под крышей, чтобы посещать парк можно было и в холодное время года. Входов в него будет два: один – со стороны Карпатской, другой – со стороны Софийской. Отметим, что сейчас эти районы считаются удаленными с транспортной точки зрения. Не поможет этой ситуации и ввод к 2017-2018 году станции «Дунайская» пятой линии: от нее до этого места – около 2 километров.
Кроме того, чуть севернее, в парке Интернационалистов, в ближайшее время может быть построено другое комплексное развлекательное сооружение – океанариум, рассчитанный на 1 млн посетителей в год. С одной стороны, у океанариума будет несколько иной профиль, а с другой – он, безусловно, будет переманивать на себя часть потока парка развлечений. И потенциальный инвестор, безусловно, учтет этот фактор, решая, вкладывать ли ему деньги в этот проект.
Еще больше он задумается и над еще одним предложением комитета по инвестициям – проектом по строительству в Московском районе, на улице Вертолетной в Авиагородке, конгрессно-выставочного центра. Целевые показатели центра будут следующие: 6 залов, один из которых рассчитан на 3 тысячи человек, другие – на прием от 200 до 1 тысячи человек, а также парковка на 1 тысячу мест и кафе и рестораны на 1 тысячу человек. Примерная стоимость проекта – 5 млрд рублей.
Впрочем, южнее в Пушкинском районе «Газпром» уже строит еще один конгрессно-выставочный центр – «Экспофорум». Первая очередь, которую планируется сдать в 2014 году, предусматривает ввод зала вместимостью около 4 тысяч человек, 40 конференц-залов поменьше, стоянки на 5200 машиномест, а также двух гостиниц. И вряд ли монополия обрадуется конкуренту своему «Экспофоруму».
Отметим, что город готов помочь китайским инвесторам только организационно – предоставить землю, решить бюрократические вопросы. Впрочем, в комитете не исключают возможность, что инвестору будет выплачиваться компенсационный платеж в том случае, если его доход будет ниже гарантированного.