На улицах Петербурга все чаще стали появляться неправильные дорожные указатели, дезинформирующие водителей, а порой и пешеходов. «Карповка» выяснила, по чьей вине появляются ошибки и как они сказываются на дорожном движении.
Неправильные дорожные указатели в Петербурге бывают, чаще всего, четырех видов: с ошибками из-за несоответствия названий в проектной документации фактическим; некорректно установленные из-за того, что подрядчик решил, что «так будет правильнее»; указатели с грамматическими ошибками и фактическими ошибками в названиях улиц, допущенными подрядчиком, и просто-напросто самовольные. Обо всех этих случаях мы расскажем по порядку и приведем примеры.
На бумаге и на деле
Как рассказали в ГУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», строительством улиц в новых районах города чаще всего занимается Смольный в лице комитета по строительству. Комитет включает в проектную документацию проектные же названия, а не те, которые были присвоены улицам топонимической комиссией, а подрядчик наносит их на указатели. Ситуация может осложниться еще и тем, что фактические названия могут присваиваться улицам достаточно поздно, и подрядчик, занимающийся строительством магистралей, может просто не успеть об этом узнать.
Так, например, летом этого года строительный комитет предоставил подрядчику ЗАО «СМУ-303», занимающемуся прокладкой улиц в микрорайоне «Северная долина» в Выборгском районе, проектную документацию с требованиями по установке дорожных знаков-указателей с рабочими названиями улиц. Таким образом, улица Михаила Дудина была 3-м Верхним переулком, улица Федора Абрамова — Главной, Заречная — Центральной, а улица Валерия Гаврилина — Парковой.
Занимающий на тот момент пост председателя стройкомитета Андрей Артеев объяснил, что массовое дезинформирование граждан произошло по причине того, что контракт выполнялся в соответствии с проектной документацией, и некорректные названия были согласованы ГИБДД и дирекцией по организации дорожного движения. По словам чиновника, замена этих знаков на верные будет возможна после завершения мероприятий по их передаче в ведение ГУ «ДОДД».
Как Замковая стала Садовой
Продолжает дезинформировать автомобилистов и целый ряд неправильных указателей в Стрельне, где в данный момент идет строительство особой экономической зоны «Нойдорф». Работы проходят не быстро, однако улицы там уже проложены. Водителю на них запутаться не составит труда.
Так, центральной магистралью «Нойдорфа» является улица Связи, идущая от Заводской улицы и почти до берега безымянного притока реки Стрелки. В конце она дважды поворачивает под прямым углом, вероятно, в связи с этим дорожники решили, что после каждого из поворотов начинаются новые улицы и присвоили этим отрезкам собственные названия.
Фото «Карповка»
Участок улицы Связи, расположенный в створе Боровой, согласно указателю является продолжением последней. При этом соединять данные участки не планируется, так как между ними как раз находится указанная свободная экономическая зона. После следующего поворота улица Связи становится уже Коммунальным переулком.
Еще одну улицу Стрельны дорожники умудрились вообще переименовать – Кирпичная улица, по которой пронумерованы все стоящие вдоль нее дома, согласно одному из указателей, теперь называется Стрельнинским проспектом.
Трехкилометровый участок улицы Новые Заводы, проходящий от улицы Связи до Ропшинского шоссе, стал Южной дорогой. Это рабочий вариант названия магистрали – ситуация аналогична с вышеописанными случаями в «Северной долине».
Фото «Карповка»
Другой неправильный указатель несколько лет дезориентировал водителей в самом центре Петербурга: он висел на повороте с набережной реки Фонтанки на Замковую улицу, однако последняя была названа Садовой. По-видимому, табличка была предназначена для того, чтобы сообщить, что по Замковой улице можно доехать до Садовой. Однако, согласно ГОСТу, в таких случаях необходимо указывать после названия улицы еще и расстояние до объекта. Сейчас недочет исправлен, и на столбе висят две таблички с названием Замковой улицы и Садовой с цифрой расстояния согласно ГОСТу.
Фото «Карповка»
Еще один знак — «Улица Белинского» со стрелками в обе стороны стоит на правом берегу Фонтанки, между Итальянской улицей и площадью Белинского. При этом сама улица Белинского, на которую он указывает, расположена на другом берегу реки. Заместитель директора по развитию ГУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Сергей Зайченков заверил «Карповку», что корректировка этого знака будет включена в план работ учреждения.
Ошибочка вышла
Нередко при изготовлении дорожных знаков подрядчиком допускаются орфографические ошибки в названиях городских улиц. Подобных курьезов довольно много. Так, например, на Потемкинской улице установлены сразу два указателя, направляющие водителей на ФурштаДскую улицу, хотя магистраль эта получила в 1806 году свое название от фурштаТа (военного обоза) лейбгвардейского Преображенского полка, размещавшегося там в одном из домов.
Фото «Карповка»
На Дунайском проспекте до недавних пор также висел указатель с ошибкой в названии улицы. На дорожном знаке, указывающем на Пловдивскую улицу, магистраль, получившая свое название от болгарского города-побратима Петербурга Пловдива, была названа «Пловдиевской». Кроме того, знак стоял за перекрестком Дунайского проспекта и Бухарестской улицы в направлении Московского района и указывал в «карман» Дунайского проспекта, из которого по Загребскому бульвару на Пловдивскую дороги нет. Сейчас этот указатель демонтирован.
Фото «Карповка»
Некоторое время назад на Конногвардейском бульваре висел указатель, согласно которому отходящий от бульвара Замятин переулок был назван переулком Замятина. Такое название было присвоено ему в 1798 году по фамилии чиновника, который владел здесь домом и пристанью. Стоит отметить, что на всех домах переулка название было указано верное.
О некоторых знаках не знает даже ГУ «ДОДД»
Помимо вышеперечисленных указателей, установленных городом с различными ошибками, существует еще одна категория знаков, сбивающих водителей с толку – знаки, установленные самовольно и неизвестно с какой целью.
У дома 14 по дороге на Турухтанные Острова в Кировском районе был обнаружен знак, сообщавший, что направо отходит «улица Червонного Казачества», тогда как на самом деле проезд носит название «Портовая улица». Улица же Червонного Казачества хоть и является продолжением Портовой, но восточнее места установки указателя – после Кронштадтского путепровода на проспекте Стачек.
Фото «Карповка»
В комитете по транспортно-транзитной политике, которому подведомственно ГУ «ДОДД», отвечающее за дорожные знаки, «Карповке» сообщили, что данный указатель не находится на балансе дирекции, то есть фактически был установлен самовольно и неизвестно кем.
Эксперты: процедура согласования новых знаков и критерии их установки зачастую неясны
Петербургских топонимистов проблема ошибок в дорожных указателях волнует давно. Однако, как рассказал «Карповке» член Топонимической комиссии Андрей Рыжков, в последнее время в ГУ «ДОДД» стали заниматься этой проблемой активнее, но несмотря на это неправильные знаки появляются «с чудовищной скоростью».
Одной из основных проблем топонимист считает появление на некоторых знаках желтых полей с рекламой. Сложность состоит в том, что не все устанавливаемые указатели попадают на утверждение в ДОД», и знаки с рекламой могут попросту быть нелегальными.
Еще одна проблема состоит в том, что контракт по строительству дорог не закрывается до тех пор, пока не установлены дорожные знаки, и подрядчик второпях ставит их согласно имеющейся в проектной документации информации, а ГИБДД при их утверждении «не заморачивается» с проверкой наличия этих названий по реестру объектов городской среды.
Фото «Карповка»
Автоэксперт, член автомобильного движения «Свобода выбора» Дмитрий Попов в ошибочных указателях особой проблемы не видит, так как сейчас почти все водители пользуются навигаторами, и с ними заблудиться непросто. Сложности могут представлять разве что развязки на КАД, где маршрутизация не очень хорошо обустроена, а сами развязки довольно «хитрые» и часто водители, особенно иногородние, вынуждены несколько раз проехать развязку, чтобы понять, где именно им нужно попасть в город.
Что касается нормативов по знакам маршрутизации, то в условиях нашего города они не всегда реализуемы на практике, так как пишутся под «идеальные условия», а сложившиеся более чем за три века петербургские улицы не всегда позволяют устанавливать знаки на предусмотренном документами расстоянии, и дорожникам приходится как-то «выкручиваться», что безусловно осложняет ситуацию. Также не всегда можно понять, согласно каким критериям отбираются магистрали, на которые необходимо установить знак с указателем.
За орфографию должны отвечать чиновники
По мнению Романа Вебера, представителя широко известного в интернете движения Grammar nazi, ратующего, собственно, за грамотность, стоит вообще создать особую государственную структуру, занимающуюся исправлением и контролем подобных ошибок. «Главная причина безграмотности населения — отсутствие моды на грамотность и знания в целом», — уверен активист.
Главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин считает, что решение проблемы с ошибками на указателях достаточно простое. По мнению собеседника «Карповки», дело тут даже не в безграмотности, а в «абсолютной небрежности»: для того чтобы повесить знак без ошибки, необязательно даже заканчивать среднюю школу, нужно просто уметь читать. Чиновники должны отвечать за результат своей работы: если ввести за подобные ошибки штрафные санкции, после нескольких прецедентов на улицах будут появляться только правильные указатели.
Напомним, в октябре прошлого года изготовленные специально к G20 уличные указатели с кое-как переведенными на английский язык названиями улиц и площадей насмешили весь город.