Напомним, что Международный благотворительный фонд имени Дмитрия Лихачева обратился к городским властям с инициативой установить мемориальную доску на доме №31 по Захарьевской улице. На ней предполагалось написать: «В этом доме с 1891 по 1892 год жил герой Первой мировой войны, генерал-лейтенант русской армии, президент Финляндии, барон Густав Карлович Маннергейм».
В работе круглого стола принимали участие ветераны, представители музейного сообщества Санкт-Петербурга, историки. Директор Российского этнографического музея Владимир Грусман напомнил о предпринятой Маннергеймом экспедиции на Восток и о привезенной оттуда в Россию этнографической коллекции. На его взгляд, было бы логичнее установить мемориальную доску Густаву Маннергейму либо на здании Географического общества, либо на здании Института востоковедения. Но, в любом случае, по мнению директора РЭМ, говорить об этом пока преждевременно, сообщает ИА REGNUM.
Ветераны, присутствовавшие на круглом столе, отметили, что Маннергейм – противоречивая личность, и назвали установку доски с его именем как кощунством. По их мнению, Маннергейм, в 1941-1944 годах возглавлявший финские вооруженные силы в войне против СССР, не может быть увековечен в Петербурге, пишет «Мой район».
Мясник Маннергейм (Советская пропагандисткая листовка). aroundspb.ru
Правда, представители питерской музейной общественности не разделили мнение петербургских ветеранских организаций. По словам директора Российского Этнографического музея Владимира Грусмана, экспедиция на Восток (1906-1908 годы, когда Маннергейм был подданным Российской Империи и руководил экспедицией на российско-китайской границе), предпринятая Маннергеймом и привезенная оттуда в Россию этнографическая коллекция, говорит о том, что в Петербурге можно установить мемориальную доску, но сейчас говорить об этом преждевременно.
«Наша позиция такова: при принятии важных, знаковых решений нужно обязательно советоваться с общественностью. Мы понимаем, что большинство ветеранов Великой Отечественной и сегодня воспринимают Маннергейма как врага. В преддверии празднования 65-летия Победы такой акт может быть воспринят обществом неоднозначно. С моей точки зрения, Санкт-Петербург и Россия в целом к этому не готовы», — считает председатель Комитета по культуре Антон Губанков.
Замдиректора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов согласен с вариантом установки памятного знака на здании, где располагается Географическое общество. На его взгляд, акцент в надписи нужно делать не на Первую мировую, а на этнографическую миссию Маннергейма. «Так уж мы изучали историю Первой мировой, что у нас нет ее героев — ни соответствующих памятников, ни кладбищ», — отметил Вилинбахов.
СПРАВКА: Карл Густав Эмиль Маннергейм (1867 — 1951) — генерал-майор, генерал-лейтенант русской армии. Георгиевский кавалер. Из 83 прожитых Маннергеймом лет 30 были связаны с Россией. В 1887 году поступил в Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге. В 1889-1890 годах служил в 15-м драгунском Александрийском полку, с 1891 года — в Кавалергардском полку. В 1893 году получил звание поручика, в 1901 — штабс-ротмистра. В 1897-1903 годах находился на службе при императорском дворе в Петербурге. Участвовал в русско-японской войне. В 1906-1908 годах руководил разведывательной экспедицией на российско-китайской границе, во время экспедиции также вел научную работу.
Во время Первой мировой войны командовал разными частями действующей русской армии, а затем — 12-й кавалерийской дивизией. Был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. После прихода к власти большевиков уехал в Финляндию, которая в декабре 1917 года провозгласила независимость от России. Стал одним из лидеров движения за обретение Финляндией государственной независимости и вооруженной борьбы с левыми силами. 16 января 1918 года назначен главнокомандующим финской армией. В январе-мае 1918 командовал войсками во время гражданской войны в Финляндии. В 1941-1944 годах возглавлял финские вооруженные силы в войне против СССР. С 1942 года был маршалом Финляндии, с 1944 г. по 1946 год — президентом страны.