В минувшие выходные в Северной столице завершил свою работу Петербургский экономический форум 2014. РБК-Петербург решил узнать у отелей и ресторанов, каковы итоги прошедших дней. Кто-то говорит о снижении количества клиентов, кто-то — об уменьшении среднего счета гостей форума, а некоторые отели вообще рапортуют о пустующих номерах.
Premium слезам не верит
По словам участников гостиничного рынка, снижение спроса не затронуло только премиум-сегмент. Как отмечает Юнис Теймурханлы, генеральный управляющий отеля «Гельвеция», поскольку форум является премиальным событием сам по себе, то и отели премиального сегмента заполняются прежде всего: «Загрузки отелей были 100%, и свободных номеров не было, был даже ажиотажный спрос за один-два дня до начала форума. Но это касается отелей уровня пяти звезд».
Говоря же о четырехзвездочных отелях, Ю.Теймурханлы признал, что тут было зафиксировано снижение спроса. «В нашем сегменте четырех звезд был определенный спад — около 10%…В предыдущие годы у нас не было свободных номеров вообще, в этом году единичные, но были», — отметил он.
Правда, по словам Ю.Теймурханлы, за счет цены валовая выручка отеля за период форума оказалась даже немного выше, чем в прошлом году.
По словам же генерального управляющего Golden Garden Boutique Hotel Тамары Черных, по сравнению с прошлым годом, общая доходность за дни форума снизилась на 55%. Процент аннулирования бронирования составил около 10.
Для отеля Four Seasons Hotel Lion Palace Санкт-Петербург этот форум стал первым. Поэтому, как отметила директор по продажам и организации банкетов и конференций отеля Мария Дмитриченко, пока сравнивать не с чем, но она обратила внимание на то, что отмены забронированных номеров не было, зато были замены.
Русский тренд
Игроки гостиничного бизнеса говорят не только о снижении числа участников форума, но и об изменении состава. «В это году было меньше американских и европейских участников, больше российских. Этот форум был во многом российский», — замечает Ю.Теймурханлы. О преобладании русских постояльцев говорят и другие представители индустрии.
Кстати, посетители ПМЭФ также отмечали его разительное отличие от форумов прошлых лет. Самая характерная черта, по их словам, это почти полное отсутствие иностранной речи, которая раньше слышалась постоянно в кафе, у стендов компаний, в переходах между конференц-залами, в пресс-центре. Один из небольших, но характерных признаков, подчеркивающих отношение иностранцев к форуму — невостребованные приемники для синхронного перевода. Еще год назад опоздавшие к началу круглых столов могли остаться без необходимого устройства, а теперь у входов в залы стоят полные коробки «переводчиков».
В петербургских гостиницах обращают внимание еще на одну интересную особенность ПМЭФ-2014. Из года в год участникам форума проживание в отелях продают пакетами — сразу на все дни проведения мероприятия. В этом же году система продаж пакетами по сути не сработала. Дело в том, что где-то за полторы недели до начала форума отели Петербурга отменили пакетное бронирование. «В этом году все начали снимать ограничения. И мы были вынуждены сделать то же самое, поэтому у нас большое количество гостей были одним днем, что менее эффективно с экономической точки зрения для отеля», — поясняет Т.Черных.
Пакетное бронирование используется для заполнения отелей в дни проведения крупных бизнес-мероприятий. «Ведь если мы не продадим номера участникам форума, то мы их никому не продадим», — поясняет Т.Черных. При этом последний раз такие ограничения, по словам участников рынка, снимались в кризисный 2008-й год.
Об отмене пакетов бронирования рассказал и Ю.Теймурханлы из «Гельвеции». «Начинали мы с продажи пакета из четырех дней — с 21 по 24 мая. Как правило люди заезжают на день раньше и уезжают на день позже. В марте, когда началась история с Крымом, мы уже сократили пакет до трех дней (с 21 по 23 мая), потом какое-то время продавали по двое суток, а уже перед самым началом форума отменили пакетные продажи. И 22-е мая у нас моментально улетело, на 23-24-е номера были свободны». Таким образом, можно сделать вывод, что даже те иностранцы, которые все-таки решили приехать в этом году на ПМЭФ, пожелали провести в Петербурге минимальное количество времени.
А в ресторане, а в ресторане
О снижении числа иностранных гостей в этом году говорят и рестораторы. Т.Черных из Golden Garden отмечает: «Обычно у нас было очень много иностранных гостей. Ресторан заявлен в списках форума и всегда было большое число иностранных гостей, были и правительственные делегации. Один зал был открыт для индивидуальных гостей, а второй закрывался для торжественных ужинов. В этом году заказов на второй зал вообще не было, да и индивидуальных иностранных гостей было значительно меньше».
По словам генерального директора Global Point Family Restaurants (управляет ресторанами «Счастье», «Barbaresco», «22.13», «Funky Kitchen») Виктории Ивановой, общий спад рынка сказался на среднем чеке посетителей их ресторанов — платежеспособность гостей упала примерно на 10%. Причем, это касается премиум-сегмента. Сегмент же демократичных ресторанов остался примерно на прежнем уровне, говорит она (гостевой поток «Счастье» , например, даже увеличился на 40%).
Справедливости ради стоит заметить, что такую динамику не подтверждает ресторатор Леонид Гарбар («Stroganoff Steak House», «Русская рюмочная N1»). «Вы же понимаете, что мы принимаем не первых лиц государства, поэтому если они не приезжают, то на нас это не отражается», — отметил он в беседе с корреспондентом РБК-Петербург.
Не может он подтвердить и снижение среднего чека. «За это время подорожали продукты, подорожало электричество, подорожала аренда. Все подорожало», — говорит он, добавляя, что все это отнюдь не способствует снижению среднего чека. Единственным способом снизить средний чек, по словам ресторатора, является введение в меню дешевых блюд или понижение цен, в чем Л.Гарбар очень сомневается.
Для самого ресторатора этот форум прошел нормально: «Stroganoff Steak House» увеличил выручку на 20% за дни форума, заработав на полмиллиона больше, чем в прошлом году. А вот «Русская рюмочная N1», напротив, принесла на 200 тыс. меньше, чем в период ПМЭФ-2013. Это, по словам Л.Гарбара, связано не столько с ПМЭФ, сколько с общим снижением числа туристов в этом году.