Один из «призванных» сумел позвонить домой и объяснить ситуацию. Информация по цепочке дошла до общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Председатель организации Элла Полякова лично обратилась к военному комиссару с просьбой разобраться в этой ситуации. По ее словам, двое из «уклонистов» оказались студентами, имеющими отсрочку, а трое не подходят для службы в армии по состоянию здоровья.
По словам призывника Максима, их буквально содержали под стражей в городском сборном пункте. Врачи из медкомиссии осмотр производили формально. На любую попытку рассказать о заболевании, отшучивались: «В армии вылечат».
А начальник 2-го отделения Красногвардейского РВК майор Михайлов сопровождал призывников даже в туалет. При этом позволял себе нецензурную брань и оскорбления.
«Когда сын позвонил, мы ринулись к городскому призывному пункту. Но внутрь нас не пустили: «Не положено!». Также не разрешили передать ни продукты, ни лекарства. – рассказывает мама призывника Елизавета Викторовна. — Лишь только благодаря вмешательству «Солдатских матерей» удалось добиться освобождения некоторых призывников».
Как пишет газета «Мой район», у Максима — целый набор заболеваний, при которых, как правило, не призывают в армию. Однако врачи из призывной комиссии признали юношу годным к службе. Сейчас он находится в больнице из-за обострения гастрита. Таковы последствия четырехдневного заточения.
Другой призывник, по совпадению, тоже Максим, несмотря на осложнения со здоровьем, от госпитализации отказался, опасаясь, что его могут снова забрать, прямо с больничной койки. Он тоже побывал «под арестом». «Я пришел в военкомат с результатами дополнительного обследования, на которое меня направляли военкомовские. Меня и еще нескольких человек закрыли на третьем этаже на ключ, – рассказывает Максим. — Там мы просидели несколько часов, после чего нас препроводили в ГСП. В сборном пункте нас обыскали милиционеры, изъяли все, что по их словам «иметь не положено» (мобильные, ключи, плееры и т.п.). Лекарства, кстати, тоже изъяли. Даже у тех, кому они необходимы постоянно».
Те, кому удалось добиться освобождения, рассказали, что условия содержания в ГСП близки к тюремным. Спать приходилось по 2-3 человека на одной койке, без постельного белья. Кстати, кровати были доступны только в часы отбоя. Есть приходилось из одной посуды. А ведь среди призывников были и больные гепатитом.
Оба Максима пожаловались на действия работников Красногвардейского РВК в военную прокуратуру. Военный комиссар района Александр Бажимов ситуацию комментировать отказывается.
По словам Аркадия Чаплыгина, управляющего делами коллегии адвокатов «Призывник», работники милиции не уполномочены принудительно доставлять в военкомат потенциальных призывников, они имеют право только вручить повестку.
Как передает ИА REGNUM, cообщество правозащитных организаций в поддержку военнослужащих, призывников и альтернативнослужащих «Гражданин и армия» выступило с резким заявлением, осуждающим практику «облав» на молодых людей призывного возраста, которая, по данным правозащитников, в последние дни возобновилась в Москве и Санкт-Петербурге. Как сообщают граждане, обращающиеся в правозащитные организации, в обоих городах имеют место факты задержания лиц призывного возраста в общественных местах и по месту жительства. Задержанные принудительно доставляются сотрудниками органов внутренних дел на районные призывные пункты, а затем на городской сборный пункт и в тот же день под конвоем этапируются в воинские части.
«Такие действия сотрудников военкоматов и сотрудников органов внутренних дел приводят к множественным нарушениям прав граждан и грубо нарушают установленную федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» процедуру призыва. Само задержание не имеет никакой правовой формы, грубо нарушает нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ», — подчеркивается в заявлении Общественной инициативы «Гражданин и армия».
Нахождение призванных подобным образом молодых людей на сборных пунктах в условиях невозможности контактов с внешним миром правозащитники расценивают как незаконное лишение свободы и превышение должностных полномочий (что является преступлением в соответствии со ст. 127 и ст. 286 УК РФ). Подвергшийся такому нарушению его прав призывник не может воспользоваться своим законным правом подать в суд жалобу на решение о призыве в случае несогласия с этим решением.
Кроме этого, отмечают правозащитники, в результате того, что призываемые таким образом молодые люди проходят в военкоматах только процедуру медицинского освидетельствования, но не медицинское обследование, в части Министерства обороны и МВД РФ направляются граждане, негодные к военной службе по состоянию здоровья. Насильственно доставляемые для прохождения призывных мероприятий призывники не имеют возможности представить имеющиеся у них медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья и могущие служить основанием для отсрочки от или освобождения от воинской обязанности по состоянию здоровья, а также лишены возможности провести обязательные (в соответствии с постановлением Правительства РФ) предварительные диагностические исследования. Кроме того, они не имеюет возможности представить и другие документы, подтверждающие право на отсрочку или освобождение от воинской обязанности по другим законным основаниям.
Ярким примером подобных действий, против которых протестуют правозащитники, является, по их мнению, незаконный призыв москвича Олега Козловского — студента дневного отделения магистратуры, который, таким образом, пользовался законной отсрочкой от призыва. Ранее, в 2005 году Олег Козловский, закончив военную кафедру при МГУ, принес присягу и был аттестован в офицерский состав, а в 2006 г. после окончания МГУ получил диплом специалиста и направил документы в военкомат для присвоения воинского звание лейтенанта. Между тем, 20 декабря 2008 г. его на выходе из собственного дома встретил участковый милиционер, который обманом препроводил его в Измайовский военкомат, где у Козловского были изъяты документы, после чего его заставили пройти медкомиссию. Несмотря на наличие у него заболевания, дающего право на отсрочку, призывной комиссией было вынесено решение о призыве его в качестве рядового. Документы о присвоении Олегу Козловскому офицерского звания в военкомате, якобы, были потеряны. В тот же вечер новобранец был направлен для прохождения службы в в/ч №11291 Дмитровского района Московской области, о чем он смог сообщить друзьям и родным. 21 декабря стало известно, что Олег Козловский объявил голодовку в знак протеста против нарушения его прав и был помещен в медсанчасть, а 22 декабря его матери от руководства медсанчасти стало известно, что ее сын вывезен в Рязань.
«Этот случай наглядно демонстрирует, что подобный произвол может коснуться любого молодого человека призывного возраста, — говорится в заявлении Общественной инициативы «Гражданин и армия». — Мы считаем, что все подобные случаи призыва необходимо обжаловать в суд». По мнению юристов этой организации, сделать это может не только незаконно призванный гражданин (что фактически достаточно затруднительно), но и его близкие родственники, так как незаконным призывом нарушены их личные неимущественные права — право на совместное проживание с сыном, на получение от него ухода и заботы.
Общественная инициатива «Гражданин и Армия» призывает потерпевших от произвола при призыве не сидеть сложа руки, а активно защищать свои права. Решение призывной комиссии о призыве на военную службу может быть обжаловано в суд в соответствии с п.7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при этом выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
По мнению правозащитников, «своими противозаконными действиями чиновники, ответственные за проведение призыва, подрывают не только обороноспособность нашей армии, но и основы конституционного строя России».
Ранеее 17 декабря на пресс-конференции в ИА «Росбалт» начальник отделения призыва Управления штаба Ленинградского военного округа Сергей Якущенко сообщил, что норма призыва, установленная Генштабом для Петербурга выполнена на 100%.
Не смотря на это в последнее время поступает большое количество информации о нарушениях прав граждан, совершаемых во время призывов. Можно сказать, что в стране идет охота на «уклонистов», причем для достижения результата милиция и военные не останавливаются перед уголовными преступлениями.
Напомним, что 31 декабря завершается осенний призыв — послединий, в ходе которого молодые люди призываются на службу на срок полтора года, после чего срок службы по призыву сокращается до 1 года. Как предполагают правозащитники, в связи с этим военные комиссариаты ощущают недобор призывников, не желающих идти служить в данный призыв.