Замминистра экономического развития Сергей Беляков объявил на своей странице в Facebook, что ему стыдно за принятое правительством решение по продлению моратория на перечисление пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды в 2015 году, известное как «заморозка пенсий» и раскритикованное экспертами.
«Поскольку я работаю в Минэкономразвития и должен отвечать вместе с другими коллегами за принимаемые решения сообщаю:
1.мне стыдно за решение о продлении моратория на инвестирование средств НПФ 2.стыдно по следующим причинам:
— оно вредное для экономики (если это вообще аргумент)
— озвученное объяснение означает по сути отказ от использования этих денег в экономике в принципе, а не только в 2015 году
— мы всем обещали, что заморозка распространится только на 2014 год
Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем и за то, что мы не дорожим своим словом».
Сообщение, опубликованное в ночь на 6 августа, не только собрало десятки лайков, но и было прокомментировано пресс-секретарем премьера Дмитрия Медведева Натальей Тимаковой.
«Сергей, правительство — это коллективная ответственность. Если очень стыдно — вы знаете, что делать. Если терпимо — вы сделали все, что смогли, принято политическое решение. Теперь надо исполнять», — пишет Тимакова.
Пресс-секретарь, судя по всему, тоже испытывает чувство неловкости. На комментарий Белякова: «Мы перестали испытывать чувство стыда. Это очень плохо», — она ответила: «Я не перестала. Просто если оно настолько невыносимо, что нужно оправдываться — не надо ломать себя».
Тимакова может испытывать это чувство, например, потому, что вчера, 5 августа, на фоне слухов о том, что пенсии будут заморожены, она заявила: эта тема даже не будет обсуждаться. В итоге это оказалось неправдой.
В комментариях к записи Белякова пользователи предсказывают, что замминистра ждет отставка.
Отметим, что это не первое резкое заявление Белякова в Facebook.
«Предлагаю запретить следующие словосочетания как подрывающие основы современного российского государства и задающие неправильные ориентиры:
— Инвестиционный климат
— Экономический рост
— экономика (вообще)
— модернизация
— диверсификация
— развитие не сырьевых секторов экономики
— меры экономического стимулирования».
Судя по справке на сайте Минэкономразвития России, Беляков — чиновник с большим стажем. В 1998 году окончил Академию Федеральной службы безопасности, затем служил в погранвойсках. В 2008-2009 годах – советник Министра экономического развития, затем до 2012 года – директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации.
С 3 августа 2012 года Беляков — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Напомним, правительство продлило на 2015 год мораторий на перечисление пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды. Это скандальное решение обнародовал вечером 5 августа Минтруд.
Министр труда Максим Топилин заявил: «Не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав сограждан посредством этого механизма. Зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат».
По данным «Интерфакса», Минфин оценивает замороженный объем потенциальных поступлений в НПФ в будущем году в 900 млрд рублей за 2014 и 2015 годы, из которых около 700 млрд рублей могли бы быть вложены в корпоративные облигации, а 200 млрд лежать на банковских депозитах. Это будет стоить российской экономике 1% роста.
Примерно об этом же заявили вчера во «Внешэкономбанке»: заморозка накопительной части пенсии в 2015 году сократит ресурсную базу для долгосрочных инвестиций. Раньше ВЭБ управлял пенсионными накоплениями так называемых «молчунов», пишет Newsru.com.
Минэкономразвития также выступило с критикой продления моратория. Об этом ИТАР-ТАСС заявили в пресс-службе министерства. Источник «Коммерсанта» в Банке России заявил, что продление пенсионного моратория «просто уничтожает» доверие граждан и участников финансового рынка к заверениям правительства и ставит под вопрос не только развитие НПФ, но и других сегментов российского финансового рынка.