«Сделка со следствием» – заграничный термин, который вкрался в российское законодательство, чтобы разрушить его традиционную ценностную основу. Такую мысль высказал сегодня в Петербурге глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он выступил на конференции «К 150-летию судебной реформы России», которая идет в Президентской библиотеке.
«Презумпция, сделка с правосудием… Когда в нашем российском законе появилось столько заграничной терминологии? Мы что, живем в Америке? Мы что, покупаем истину? Я всегда выступал активно против этого института. Да, нам стало удобнее работать… – цитирует Бастрыкина «Фонтанка.ру». – Но разве это традиция, заложенная великой реформой Александра II, которой стоит следовать?»
Руководитель СК критически высказался и в адрес Уголовно-процессуального кодекса в целом. Документ разворачивает российское судопроизводство в пользу англо-американских стандартов, считает главный следователь страны. Бастрыкин напомнил: СК надеется разработать законопроект, который коренным образом изменит УПК. Он введет в судопроизводство институт доказывания «объективной истины».
В этом случае судьи не станут ограничиваться «ролью рефери» и будут более деятельно участвовать «в полном, объективном, всестороннем следствии по делу».
«Я не призываю вернуть смертную казнь в порядке реализации, но мне кажется, что она должна присутствовать в нашем законодательстве, как гипотетическая возможность ее применения», — заявил тогда главный следователь на встрече с депутатами Госдумы в Москве.
Бастрыкин напомнил, что в советское время в Ленинграде за год выносилось 100-120 смертных приговоров, «но реализовалось три-пять, до десяти». «Человек понимал, что его могут лишить жизни», — подчеркнул глава СК.