В новогодние дни прилавки игрушечных магазинов порадовали горожан новинкой, которая повергла в шок не только покупателей, но самих продавцов. Кукла «Шер» (на фото) выглядит как представительница древнейшей профессии.
Петербурженка Наталья Яклина, увидев в продаже куклу Барби «Шер», потребовала продавца объяснить, почему в детском магазине такое продают. Продавец, смущаясь, призналась, что ей тоже неловко торговать «этим», но директор магазина и товаровед предоставили покупательнице все необходимые документы на куколку и даже попытались связать ее по телефону с представителем фирмы-производителя, пишет ИА Росбалт.
Никто из них не находил ничего удивительного во вседоступном экспонировании игрушки.
Наталья Яклина, в свою очередь, настаивала на том, что даже журналы с эротической тематикой должны продаваться с закрытой обложкой вдалеке от детских учреждений. А чересчур откровенная Барби, по ее мнению, являлась, безусловно, товаром эротической тематики. После записи, сделанной в жалобной книге, администрация вынуждена была куклу с витрины убрать.
На сайте производителя куколку в черных трусиках и лифчике найти удалось очень быстро. Только она оказалась не «шер» (то есть милая, приятная и пр.), а копией популярной американской певицы Шер. Изделие коллекционное, авторское, из серии «Голливуд», цена $24.95.
Знают Барби-Шер и в петербургских магазинах. Правда, не везде ею торгуют. Например, в специализированном отделе «Барби» во «Владимирском пассаже» продавцы сказали, что Барби-Шер видели, она им понравилась, только вот выставлять у себя не рискнули.
СПРАВКА: Десять лет назад был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», который предписал субъектам Федерации установить нормативы распространения печатной, аудио- и видеопродукции, не рекомендуемой для использования детьми и подростками до достижения ими возраста 16 лет.
В 2000-м году Министерство образования РФ, в свою очередь, определило критерии оценки игр и иной игровой продукции. Согласно соответствующему документу, запрету подлежат игры и другая продукция, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия, а также на воспроизводство сюжетов, связанных с проявлениями безнравственности, жестокости и насилия. Кроме того, запрещено прививать детям негативное отношение к расовым или этническим особенностям других людей, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам и т.п. Согласно приказу Министерства образования, производство и реализация игрушек без социально-психолого-педагогического заключения не допускается. Однако изданный приказ носит лишь рекомендательный характер, причем преимущественно для государственных учреждений детского дошкольного воспитания, и не является нормативным правовым актом. Следовательно, он не может ограничивать производителей и продавцов выпускать и распространять подобную продукцию. Товары для детей подлежат обязательной сертификации, но эксперты оценивают лишь физическую, а не «духовную» безопасность. Ни федеральных, ни местных законов по ограничению продажи игрушек без заключения психологов и педагогов до сих пор не принято.
Год назад этот вопрос озадачил прокуратуру Петербурга. По результатам проведенной надзорным органом проверки было вынесено представление в адрес правительства города, в котором было отмечено отсутствие нормативных актов, регламентирующих содержание и качество предметов детской игровой индустрии. Во исполнение полученного представления городская администрация приступила к созданию Центра экспертизы игрушек и иной игровой продукции, который должен был определять, какие изделия можно, а какие нельзя реализовывать для использования детьми до 16 лет.
Центр должен был начать работу 1 сентября 2007 года. И начал. Только, по существу, сам для себя. Потому что непонятно, на основе каких документов и кто именно будет все-таки принимать окончательное решение, что такое хорошо, а что такое плохо для наших детей.