Музыкой Трики начал заниматься в пятнадцать лет — примерно так, как ей занимаются пятнадцатилетние юноши во всем мире: писал песни и читал рэп, что для Англии 80-х более или менее эквивалентно игре на гитаре в подъезде, пишет «Коммерсант». Однако со своей отрешенно-эмоциональной читкой Трики удалось примкнуть к самому перспективному диджейскому коллективу в городе — саундсистеме The Wild Bunch, которая пользовалась значительной популярностью у бристольской публики и, шутка ли, периодически добиралась с концертами до самого Лондона.
В 1987 году The Wild Bunch постепенно превратились в Massive Attack — важнейшую британскую команду последних десятилетий. Музыканты Massive Attack одними из первых сформулировали стилистические шаблоны трип-хопа: жанра, который, соединив в себе элементы хип-хопа, электроники, соула и психоделик-рока, доминировал умами поколений вплоть до конца 90-х, да и сейчас еще не окончательно утратил актуальность.
Рубеж 80-х и 90-х был для бристольской музыкальной сцены критическим периодом. Именно в это время начал зарождаться так называемый «бристольский саунд», и трип-хопу предстояло стать его главным идеологическим и музыкальным стержнем. Вокруг местных диджейских команд и электронных групп формировалось новое движение, на время превратившее провинциальный Бристоль в музыкальную столицу Великобритании — как когда-то Ливерпуль и Манчестер. Девятнадцатилетний Трики оказался в самом центре этого процесса. Вместе с Massive Attack и Portishead его имя входит в тройку отцов-основателей трип-хопа и родоначальников бристольского саунда.
Вскоре после выпуска дебютного диска \’Blue Lines\’, классической пластинки, регулярно входящей в разнообразные двадцатки, тридцатки и сотни лучших альбомов всех времен, Трики покинул Massive Attack. По официальной версии, нонконформист Трики разочаровался в большом шоу-бизнесе, в который стремительно вливался трип-хоп. Однако не меньшую роль сыграло и то, что коллеги отказались записывать его песню Aftermath. Трики решил сосредоточиться на собственном материале, написанием текстов для Massive Attack стал пренебрегать, и, бывало, использовал в новых песнях старую читку. Так или иначе, музыканты явно были не в восторге от совместной работы и расстались к полному удовлетворению сторон.
Aftermath Трики вскоре записал с пятнадцатилетней вокалисткой Мартиной Топли-Берд — ее вокал еще долго звучал на его сольных дисках. Песня, записанная в ровном, но нарочито замедленном темпе, с гитарными риффами, сыгранными на флейте, вошла в дебютный альбом \’Maxinquaye\’ — исключительно успешную запись, благодаря которой Трики прославился как самостоятельный артист далеко за пределами Великобритании.
Однако короткий и продуктивный период сотрудничества с Massive Attack определил контекст творчества Трики, кажется, на всю оставшуюся жизнь.
РЕПОРТАЖ 100ТВ
После выхода \’Maxinquaye\’ Трики в одночасье превратился в едва ли не самого востребованного артиста в стране. Прошлые заслуги Трикки признаются безоговорочно, список артистов, с которыми он работал, насчитывает несколько десятков имен, часто весьма неожиданных — Даймон Элбарн и Бьорк, Лиса Коулман и Элвис Костелло, Нелли Фуртадо и Пи-Джей Хварви, Пол Окенфолд и Марк Рибо, Garbage и Red Hot Chili Peppers. Несколько лет назад Трики принимал участе в записи трибьют-диска Сержу Генсбуру, в работе над которым отметился весь цвет европейского шоу-бизнеса.
Последние лет десять такого рода музыкальные проекты оказывались значительно интереснее собственно сольных работ Трики. Видимо, его мрачный колорит и уникальная манера полу-петь, полу-читать выигрышнее всего смотрится на вторых ролях — как это и было в Massive Attack.
Концерт состоится в Главклубе в 20.00
Tricky — Evolution Revolution Love