Акцизы на топливо в России могут быть снижены уже с 1 июля — такое решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, который в новом составе правительства отвечает за топливно-энергетический комплекс, и поддержано на совещании у премьера Дмитрия Медведева 22 мая, сообщают «Ведомости».
Акцизы на тонну бензина могут быть снижены на 3 тыс. рублей, что в среднем сделает литр бензина дешевле на 2,2 рубля, а на тонну дизельного топлива — на 2 тыс. рублей (1,7 рубля на 1 л), сказано в протоколе совещаний у Козака. К такому решению новый кабмин подтолкнул сильный рост цен на бензин в стране, пишет издание.
С начала текущего года индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, рассчитывающей цены в европейской части России, на бензин АИ-92 вырос на 25%, на АИ-95 — на 26%, дизельного топлива — на 18%. По данным Росстата, на заправках бензин с начала года подорожал на 3,4%, дизтопливо — на 4,2%.
Это связано с ростом цен на нефть и решением предыдущего состава правительства незапланированно поднять акцизы на топливо в два этапа — по 50 копеек за 1 литр с 1 января и с 1 июля, что существенно выше, чем предполагалось раньше, отмечается в публикации. Также выросли международные цены и акцизы. Эти два фактора внесли вклад в рост цен на топливо в РФ, говорила первый зампред Центробанка Ксения Юдаева.
По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), доля налога в конечной цене каждого проданного литра моторного топлива — около 65%. Именно существенная налоговая нагрузка привела к сильному росту цен на топливо, и снижение акцизов стабилизирует ситуацию на рынке, пояснил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Из-за повышения акцизов в период низких цен на нефть оптовая цена оказалась выше розничной, объяснил чиновник.
Розничная цена сейчас ниже нетбэка (экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы), нефтеперерабатывающие заводы теряют от поставок на внутренний рынок 5-9 тыс. рублей на каждой тонне, подсчитал главный экономист компании Vygon Consulting Сергей Ежов, а потери потребителей от роста цен на автобензин и дизельное топливо до паритетного уровня за полгода могли бы составить 375 млрд рублей — больше 214 млрд рублей для розничных потребителей бензина и 123 млрд рублей – дизельного топлива.
Вместе с тем специалист указал, что при снижение акцизов на тонну бензина и дизтоплива на 3 тыс. и 2 тыс рублей соответственно бюджет во втором полугодии 2018 года потеряет около 100 млрд рублей.
В протоколе совещания у Козака говорится, что выпадающие доходы могут быть компенсированы за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета. Свои предложения на этот счет Минфин, Минэнерго и ФАС должны направить в правительство до 28 мая.
В то же время аналитики считают, что сокращение акцизов на топливо в нынешней ситуации не приведет к снижению розничных цен на бензин и дизтопливо, а лишь позволит замедлить или приостановить рост цен на АЗС. Если же акцизы не снижать, потенциал роста цены литра Аи-92 и дизельного топлива на заправках достигнет 51 рубля при текущей конъюнктуре мирового рынка нефтепродуктов и курсе рубля, прогнозируют эксперты, пишет Newsru.com.
В конце марта Совет по товарным рынкам предупредил ФАС о возможном дефиците топлива и росте розничных цен на бензин до пяти рублей за литр уже к лету текущего года. На тот момент оптовые цены на бензин достигли максимальных отметок с 2012 года.