В Двенадцатиколонном зале выставлена почти сотня листов из коллекции музея. Французский рисунок, как, впрочем, и любой другой, Эрмитаж выставляет редко: графика нежна сама по себе, а с возрастом становится вдвойне уязвимой. Большую часть жизни рисунки проводят в хранилище, выставляют их не чаще чем раз в несколько лет в специальных залах с пониженной, как в хранилище, влажностью и приглушенным искусственным освещением.
Это не то что богатства — сокровища, пишет “Коммерсант”. Первым номером в списке выставки стоит единственный на ней рисунок XV века “Портрет мужчины в шляпе” Жана Фуке, крупнейшего французского художника раннего Возрождения. Мужчина — типичный для искусства рубежа Средних веков и Возрождения аскетичный тип в черной шляпе, немолодой, худой, с отрешенным взглядом — изображен настолько сдержанными красками и так бледен, что кажется почти прозрачным. Однако скудость художественного приема обманчива. Фуке использовал для портрета не только новую для Франции манеру рисовать на тонированной бумаге, но и целую россыпь материалов: черный мел, сангину, цветные мелки и розовую пастель. Новые техники, новый подход к рисунку потихоньку открывали дверь из торжественного Средневековья в сочный карнавальный Ренессанс.
На выставке много звездных имен: Никола Пуссен, Антуан Ватто, Клод Лоррен, Жан-Батист Грез. Однако не менее интересны художники второго ряда. Какой-нибудь Жан Кузен Младший, автор подробного фривольного рисунка “Любовные похождения Аполлона”. Для людей того времени, помешанных на эротике и флирте не меньше, чем наши современники, это было примерно как центральный разворот Playboy. Или Жан де Сент-Иньи с почти рембрандтовской жанровой сценкой “Курильщики”. Многие рисунки стали основой для более масштабных живописных полотен. Маленький “Моисей, иссекающий воду из скалы” Пуссена — эскиз к одноименной картине, хранящейся в Национальной галерее в Эдинбурге, а “Охота на кабана” Жан-Батиста Удри, больше смахивающая на полномасштабное армейское наступление, возможно, легла в основу большого гобелена из серии “Королевские охоты”.
Никола Пуссен. Моисей высекает воду из скалы. 1649 (kulturaonline.ru)
Вся эта хрупкая, воздушная эпоха с ее гобеленами, королевскими охотами, венценосными монархами и фривольными маркизами, пропитанная изяществом и кокетством, была оборвана Великой французской революцией. Время королей прошло. Однако сюжеты многих рисунков с пастушками, дриадами, всадниками и арлекинами кажутся неожиданно знакомыми. Потому что есть место, где вечно живут пастушки, всадники и дамы в кринолинах. Это место — иллюстрации к детским сказкам. Именно там нашли убежище короли в пудреных париках и их декольтированные фрейлины. Рисунки французского галантного века ни на что так не похожи, как на изображения принцесс и Дюймовочек. Именно в них память о былой аристократии обрела вечную жизнь.
КСТАТИ: Кабинет рисунков Эрмитажа, хранящий одно из крупнeйших графических музейных собраний, известен своими высококачественными и разнообразными коллекциями. Прежде всего, это рисунки западноевропейских мастеров французской, итальянской, фламандской, голландской, немецкой и других национальных школ, начиная с XV и кончая ХХ веком, пишет сайт Эрмитажа.
Шедевры французского рисунка XV-XVIII веков из собрания Эрмитажа
30 января – 11 мая 2008 года
Двенадцатиколонный зал
СПРАВКА: Никола Пуссен (1594—1665), основоположника классицизма во французской живописи XVII в., пишет сайт www.hermitaje.com. В центре внимания Пуссена стоял человек — носитель разума, воли, духовной красоты. Таковы герои его многочисленных произведений на библейские, мифологические и литературные сюжеты: самоотверженная Эрминия (“Танкред и Эрминия”), бесстрашная Эсфирь (“Эсфирь перед Артаксерксом”), мудрый предводитель племен Моисей (“Моисей, источающий воду из скалы”). Рационализм и философская настроенность Пуссена проявились в его замечательном “Пейзаже с Полифемом” (1649 г.). Сидя на вершине скалы, одноглазый циклоп Полифем играет на свирели: в звуки эпической песни природы вслушиваются и нимфы, и сатиры, и пахарь, идущий за плугом.
Первая четверть XVIII в. была отмечена творчеством одного из крупнейших художников Франции Антуана Ватто (1684—1721), который, встав на путь реалистических исканий, порвал с рутиной академизма. В маленьких картинах “Тяготы войны” и “Военный роздых” (зал 284) художник показал будни солдатской жизни, а не парадные сцены баталий, как это делали его предшественники.
Идеологи буржуазии кануна французской революции высоко ценили дидактически-сентиментальное искусство Жана Батиста Грёза (1600—1682). Построенные согласно правилам классицизма полотна Лоррена насыщены светом, что придает им определенную эмоциональность. Знаменитая серия “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” отражает интерес художника к новой для французского искусства проблеме освещения.