Эрмитаж представляет шедевры французского рисунка

В Двенадцатиколонном зале выставлена почти сотня листов из коллекции музея. Французский рисунок, как, впрочем, и любой другой, Эрмитаж выставляет редко: графика нежна сама по себе, а с возрастом становится вдвойне уязвимой. Большую часть жизни рисунки проводят в хранилище, выставляют их не чаще чем раз в несколько лет в специальных залах с пониженной, как в хранилище, влажностью и приглушенным искусственным освещением.

Эрмитаж представляет шедевры французского рисунка Это не то что богатства — сокровища, пишет “Коммерсант”. Первым номером в списке выставки стоит единственный на ней рисунок XV века “Портрет мужчины в шляпе” Жана Фуке, крупнейшего французского художника раннего Возрождения. Мужчина — типичный для искусства рубежа Средних веков и Возрождения аскетичный тип в черной шляпе, немолодой, худой, с отрешенным взглядом — изображен настолько сдержанными красками и так бледен, что кажется почти прозрачным. Однако скудость художественного приема обманчива. Фуке использовал для портрета не только новую для Франции манеру рисовать на тонированной бумаге, но и целую россыпь материалов: черный мел, сангину, цветные мелки и розовую пастель. Новые техники, новый подход к рисунку потихоньку открывали дверь из торжественного Средневековья в сочный карнавальный Ренессанс.

На выставке много звездных имен: Никола Пуссен, Антуан Ватто, Клод Лоррен, Жан-Батист Грез. Однако не менее интересны художники второго ряда. Какой-нибудь Жан Кузен Младший, автор подробного фривольного рисунка “Любовные похождения Аполлона”. Для людей того времени, помешанных на эротике и флирте не меньше, чем наши современники, это было примерно как центральный разворот Playboy. Или Жан де Сент-Иньи с почти рембрандтовской жанровой сценкой “Курильщики”. Многие рисунки стали основой для более масштабных живописных полотен. Маленький “Моисей, иссекающий воду из скалы” Пуссена — эскиз к одноименной картине, хранящейся в Национальной галерее в Эдинбурге, а “Охота на кабана” Жан-Батиста Удри, больше смахивающая на полномасштабное армейское наступление, возможно, легла в основу большого гобелена из серии “Королевские охоты”.

Эрмитаж представляет шедевры французского рисунка
      Никола Пуссен. Моисей высекает воду из скалы. 1649 (kulturaonline.ru)

Вся эта хрупкая, воздушная эпоха с ее гобеленами, королевскими охотами, венценосными монархами и фривольными маркизами, пропитанная изяществом и кокетством, была оборвана Великой французской революцией. Время королей прошло. Однако сюжеты многих рисунков с пастушками, дриадами, всадниками и арлекинами кажутся неожиданно знакомыми. Потому что есть место, где вечно живут пастушки, всадники и дамы в кринолинах. Это место — иллюстрации к детским сказкам. Именно там нашли убежище короли в пудреных париках и их декольтированные фрейлины. Рисунки французского галантного века ни на что так не похожи, как на изображения принцесс и Дюймовочек. Именно в них память о былой аристократии обрела вечную жизнь.

КСТАТИ: Кабинет рисунков Эрмитажа, хранящий одно из крупнeйших графических музейных собраний, известен своими высококачественными и разнообразными коллекциями. Прежде всего, это рисунки западноевропейских мастеров французской, итальянской, фламандской, голландской, немецкой и других национальных школ, начиная с XV и кончая ХХ веком, пишет сайт Эрмитажа.

Шедевры французского рисунка XV-XVIII веков из собрания Эрмитажа

30 января – 11 мая 2008 года
Двенадцатиколонный зал

СПРАВКА: Никола Пуссен (1594—1665), основоположника классицизма во французской живописи XVII в., пишет сайт www.hermitaje.com. В центре внимания Пуссена стоял человек — носитель разума, воли, духовной красоты. Таковы герои его многочисленных произведений на библейские, мифологические и литературные сюжеты: самоотверженная Эрминия (“Танкред и Эрминия”), бесстрашная Эсфирь (“Эсфирь перед Артаксерксом”), мудрый предводитель племен Моисей (“Моисей, источающий воду из скалы”). Рационализм и философская настроенность Пуссена проявились в его замечательном “Пейзаже с Полифемом” (1649 г.). Сидя на вершине скалы, одноглазый циклоп Полифем играет на свирели: в звуки эпической песни природы вслушиваются и нимфы, и сатиры, и пахарь, идущий за плугом.

Первая четверть XVIII в. была отмечена творчеством одного из крупнейших художников Франции Антуана Ватто (1684—1721), который, встав на путь реалистических исканий, порвал с рутиной академизма. В маленьких картинах “Тяготы войны” и “Военный роздых” (зал 284) художник показал будни солдатской жизни, а не парадные сцены баталий, как это делали его предшественники.

Идеологи буржуазии кануна французской революции высоко ценили дидактически-сентиментальное искусство Жана Батиста Грёза (1600—1682). Построенные согласно правилам классицизма полотна Лоррена насыщены светом, что придает им определенную эмоциональность. Знаменитая серия “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” отражает интерес художника к новой для французского искусства проблеме освещения.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Как правильно выбрать встраиваемый духовой шкаф: советы и рекомендации

Как правильно выбрать встраиваемый духовой шкаф: советы и рекомендацииТехнологии
Встраиваемые духовые шкафы становятся всё более популярными среди современных хозяек и хозяев, и это не случайно. Они не только экономят пространство, но и позволяют создать гармоничный интерьер кухни. С каждым годом производители предлагают всё больше моделей с различными функциями и дизайном, что порой делает выбор непростой задачей. В этой статье...
Подробнее

Мурманская область ищет альтернативные грузы для ММТП

Мурманская область ищет альтернативные грузы для ММТПНовости
Власти Мурманской области обещали президенту найти замену углю, перевалку которого планируют перенести из Мурманского торгового порта в строящийся порт Лавна. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным губернатор Мурманской области Андрей Чибис озвучил необходимость переноса угольных грузов за пределы города при сохранении работы стратегического порта в Арктике. Планируемый объем перевалки...
Подробнее