В экспозиции представлено 125 живописных работ из собрания семьи художника, коллекций Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музея политической истории России, пишет сайт www.aktivist.ru.
Угаров остался в памяти своих учеников и коллег не только как замечательный педагог, многие годы возглавлявший персональную мастерскую станковой живописи, а с 1977 года — и сам Институт им. И.Е. Репина в качестве ректора, но и как крупный общественный деятель – Президент Академии художеств, возглавлявший ее с 1983 года.
Угаров известен не только как мастер больших исторических полотен, но и как проникновенный пейзажист, никогда не искавший «эффектных» мотивов или состояний природы. В самом простом, обыденном сюжете он открывал неисчерпаемые возможности, умел передать неброскую, но удивительно притягательную красоту обычного деревенского пейзажа, баньки, лошадки на подтаявшем мартовском снегу. По образному строю, по тонкости цветовых решений его пейзажи сродни работам таких русских художников как И. Левитан, К. Коровин, В. Серов, Л. Туржанский, творчество которых Угаров хорошо знал и любил.
Пушкинская тема занимает особое место в творчестве Угарова. Он обращается к ней неоднократно. На выставке можно увидеть несколько композиций из этого цикла. Величайший поэт России вновь и вновь привлекает внимание художника и необыкновенной живописностью облика, и смятенностью чувств, и трагичностью необычной судьбы, и гениальностью поэтических озарений («Пушкин»,1970 г., «Пушкин в Тригорском», 1982 г., «Пушкин. Белая ночь», 1985 г., и «А.С. Пушкин. Прогулка», 1987 г.).
Открытие выставки Бориса Сергеевича Угарова
6 февраля в 15.00
Выставка будет открыта до 24 февраля 2008 года.
Парадный зал Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств
Университетская наб., 17
СПРАВКА: Борис Сергеевич Угаров родился в 1922 году в Петрограде. В год окончания средней школы для него, мечтающего об учёбе в Университете, как и для многих его сверстников, началась Великая Отечественная война. В девятнадцать лет он добровольцем ушёл в ополчение, а затем на фронт. Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке, сообщает www.piter-art.com.
В 1944 году Борис Угаров написал первую в своей жизни картину “Переправа артиллерии через реку Свирь” для армейского музея в Лодейном поле. Затем последовала вторая — “Артиллерия в горах” для армейской выставки в Москве, ряд портретов с натуры. После долгожданной победы и окончания войны Борис Угаров на основании работ военных лет был зачислен в Институт им. И.Е.Репина Всероссийской Академии художеств.5 Марта1947 года он записал в дневнике: “Мои надежды на сдвиги в рисунке и живописи — это расчёт на самостоятельный, кропотливый труд до пота, до крови и на среду хороших товарищей, сильных в искусстве… Ни одного часа попусту! Плотнее распланировать время!”
С третьего курса Борис Угаров учился в мастерской И.Э. Грабаря. Однако, из-за частых разъездов педагога между Москвой и Ленинградом мастерской фактически руководили В.Орешников (живопись) и А.Мыльников (рисунок). В 1951 году Борис Угаров защитил дипломную картину “Колхозная весна”, получив отличную отметку. А в дневнике появилась запись: “Начинается самостоятельная жизнь художника… Учиться много чему надо”.
С 1951 по 1954 годы он обучался в аспирантуре при Институте им. И.Е. Репина под руководством А.М.Герасимова. Её окончание ознаменовалось созданием картины “В колхоз. 1929 год”. Этим произведением Борис Угаров заявил о себе как о художнике крупного дарования. И все последующие годы подтверждал это, став одним из выдающихся мастеров русской реалистической живописи.
Борис Угаров писал исторические картины, портреты, создавал циклы пейзажей. Начиная с 1951 года, преподавал в родном институте им. И.Е.Репина. Вот лишь основные вехи его творческой биографии:
1971 — профессор живописи и композиции
1973 — член-корреспондент Академии художеств СССР
1975 — руководитель Ленинградского отделения Союза художников СССР
1977 — ректор института им. И.Е.Репина
1978 — действительный член Академии художеств СССР
1982 — народный художник СССР
1983 — 1991 — президент Академии художеств СССР
Борисом Сергеевичем Угаровым создано огромное количество работ. Среди них: “На рудниках. 1912 год” (1957, Гос. Третьяковская Галерея), “Ленинградка” (1961. Гос. Русский музей), “Июнь. 1941 год” (1975, Тульский музей изобразительных искусств), “Возрождение” (1980, Гос. Русский музей) и многие другие.
Сразу после его смерти вдова художника, Марина Олеговна Угарова писала: “Сентябрь 1991 года. Пустая, тихая квартира. Все вещи на местах, на мольберте мой портрет, на котором Боря хотел сделать ещё “пару мазков” и поставить подпись. Но никогда уже ничего не будет сделано… Всё осталось в прошлом. На письменном столе в кабинете, как всегда очень аккуратно убранном, на видном месте белый лист бумаги, а на нём красными чернилами: “Жизнь так коротка, нужно успеть сделать всё возможное…”