С 14 февраля приобщиться к прекрасному можно на экспозициях «Во дворцах и в шатрах: Исламский мир от Китая до Европы» и «Сокровища сарматов», сообщает Фонтанка.ру. А во время пятого международного фестиваля «Музыкальный Эрмитаж» главный музей города в очередной раз докажет, что не собирается становиться нафталинным домом культуры, а по-прежнему готов к экспериментам.
Прекрасное зрелище откроется глазам того, кто захочет посетить Николаевский зал Эрмитажа. Сейчас там полным ходом идут подготовительные работы перед открытием выставки «Во дворцах и в шатрах: Исламский мир от Китая до Европы». Закрыты еще не все витрины (экспонаты можно даже потрогать), до сих пор научному руководителю экспозиции помогает дизайнер. И все же… Войдя в зал, зритель тут же оценит всю масштабность выставки: за привычными витринами, расположенными не только у стен, но и по всему залу, виднеются шатры. Цветастые, большие, но, по словам руководителя музея Михаила Пиотровского, очень хрупкие. Настоящие. Это центральный экспонат выставки – Бухарская палатка. Научным сотрудникам Эрмитажа совсем недавно удалось восстановить точную форму этого шатра, представляющего целый дворец. Состоит он из нескольких помещений, навесов, дворика и целой системы коридоров. Здесь же можно увидеть предметы интерьера, оружие, одежду, даже войти в один из чудесных шатров и почувствовать себя частью столь далекой и неизведанной обывателем культуры.
Совместно с Азовским историко-археологическим и палеонтологическим музеем-заповедником подготовлена выставка «Сокровища сарматов». Поражает самый крупный в прямом и переносном смысле экспонат – конская накидка из 9024 нашивных бляшек, которые служили украшением одежды или покрывала. Ученые предполагают, что на выставке представлены варианты попоны, расшитой золотом, которой покрывали жертвенное животное, таким образом превращая его в божественного небесного коня – посредника между двумя мирами или спутника усопшего. Остается только посочувствовать музейным работникам, которые и при отправлении и при приемке столь экзотического экспоната вынуждены пересчитывать все 9024 бляшки.
На экспозиции представлены образцы древнего искусства, которые происходят из широко известных погребальных памятников, обнаруженных на Нижнем Дону. Самые ценные – диадема, увенчанная «древом жизни» и идущими к нему священными жертвенными животными (оленями и горными козлами), кинжал в золотых декоративных ножнах (на них можно рассмотреть многократно повторяющуюся композицию нападения хищной птицы-грифа на верблюда). При всей внешней красоте экспонатов, без специалистов здесь не обойтись: истории представленных вещей не менее удивительны, чем сами ценности.
Международный фестиваль «Музыкальный Эрмитаж» стартует 17 февраля и тоже будет приурочен к 100-летию Бориса Пиотровского. И здесь Михаил Борисович опять докажет, что следует заветам своего великого родителя и не боится идти на эксперимент. Организаторы обещают слушателям «скрипку Николая II», «Страдивари-джаз», «этно-фьюжн», «jazz 4 x 4», «фри-джаз» и «бельканто».
Первый концерт состоится 17 февраля, в зале Эрмитажного театра выступит французский скрипач Пьер Амойал. Играть он будет на скрипке Страдивари (Коханьски), некогда принадлежавшей Николаю II. 19 февраля там же выступит музыкант, дирижер и композитор из Польши Адам Клоцек. Соединение народной и академической музыкальной традиции можно будет услышать 20 числа – в Эрмитажном театре состоится концерт израильского музыканта Яира Далала. Уже на следующий день в зале Академической капеллы состоится грандиозный джазовый концерт с участием Игоря Бутмана (саксофон), Андрея Кондакова (рояль), Эдди Гомаса (контрабас) и Лени Уайта (ударные). 23 февраля в театре выступит Саинхо Намчылак, певица, которая, по словам организаторов, обладает уникальным по диапазону голосом в четыре октавы. Ну а под занавес, 24 февраля, любители музыки смогут насладиться гала-концертом лауреатов премии одного из самых престижных в Европе конкурсов молодых оперных певцов в Сполето (Италия). На финальном концерте молодые певцы исполнят арии из популярных опер.
Выставка “Б.Б. Пиотровский” откроется 14 февраля в Фойе Эрмитажного театра, сообщает сайт Эрмитажа. Выставка приурочена к 100-летию со дня рождения Б.Б. Пиотровского (1908 – 1990), директора Государственного Эрмитажа с 1964 по 1990 года. На экспозиции представлены архивные материалы Бориса Борисовича, его автобиография, послужные списки, его полевые дневники и рисунки, стихотворения и фотографии, награды, работы (монографии; каталоги выставок, им написанные; вступительные статьи и редакции наиболее значимых эрмитажных изданий). Б.Б. Пиотровский был основателем отечественной урартологии. Благодаря его раскопкам урартских крепостей в Армении и публикациям найденных там памятников, на смену интерпретации случайных находок пришло систематические научное исследование культуры и искусства урартского царства.
СПРАВКА: Борис Пиотровский родился 14 февраля 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1929 году, будучи студентом историко-лингвистического факультета ЛГУ, поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии РАН), пишет ru.wikipedia.org. В 1930 году окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.
С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту. Результаты экспедиций подробно описаны Б. Б. Пиотровским в его книгах:
* «История и культура Урарту» (1944 год)
* «Ванское царство (Урарту)» (1959 год)
* «Искусство Урарту VIII—VI вв. до н. э.» (1962 год)
Деятельность на посту директора Эрмитажа. С 1930 года Борис Пиотровский работал в Эрмитаже в качестве научного сотрудника. С 1964 по 1990 год Пиотровский возглавлял Эрмитаж.