Жизнь в приложении: как мобильные сервисы изменили мир

Жизнь в приложении: как мобильные сервисы изменили мир
Фото: Baltphoto

Даже самые смелые футуристы еще недавно не могли предположить, как изменят жизнь мобильные приложения. Сейчас они проникли во все сферы экономики и трансформировали их, создав принципиально новый уровень сервиса. Перед новыми трендами не могут устоять даже самые консервативные отрасли, приложения стали настолько привычны, что их отсутствие уже воспринимается как нонсенс. Но прогресс идет дальше, под его напором меняются не только те, кто предоставляет услуги, новые технологии, но и те, для кого они предназначены, то есть мы с вами.

Первыми ласточками стали такси. Еще несколько лет назад в ходу был термин «уберизация». Сейчас он практически не звучит, но фактически мы живем в мире, где эта «уберизация» победила, теперь «ездить в булочную на такси» при желании можно хоть каждый день.

Именно мобильные приложения дали импульс к развитию каршеринга и сервисов доставки продуктов и готовой еды. В свою очередь быстрое распространение курьерских служб заставляет меняться всю сферу продуктового маркетинга — если раньше торговые сети уделяли ключевое внимание раскладке товаров на полках магазинов, то теперь ставка делается на правильное оформление карточек в приложении. В общепите появились так называемые «темные кухни» — рестораны без посадочных залов, а торговые сети больше не стремятся бесконечно расширять число магазинов, компании больше заинтересованы во вместительных складах, откуда курьеры забирают заказы.

Появились экосистемы банков. Если изначально финансовые приложения использовались в основном чтобы внести платеж по кредиту или подать заявку на новый, то со временем в них добавились функции покупки продуктов, заказа билетов, игры.

Настоящую революцию приложения произвели в госсекторе. «Госуслуги» избавили миллионы граждан от необходимости стоять в очередях за справками, «Мой налог» ввел культуру самостоятельного заполнения деклараций, более того, семь миллионов самозанятых в России регулярно, без указки чиновников, платят налоги со своей деятельности, причем делают это именно с помощью приложения.

Настоящая экосистема из электронных сервисов появилась на базе мос.ру. Так, в медицине прорывом стал сервис ЕМИАС, позволяющий жителям столицы записаться к врачу в один клик. Есть также приложения для проверки школьных дневников, оплаты парковки и даже для жалоб на нерадивых чиновников.

Цифровая трансформация добралась и до, пожалуй, самой консервативной сферы — ЖКХ. Появились так называемые PropТech сервисы — приложения для жилых домов. Поначалу эти сервисы создавались под конкретный ЖК. Застройщики, которые в течение пяти лет после сдачи дома несли гарантийные обязательства и оставляли в ЖК свои управляющие компании, были заинтересованы в том, чтобы задать высокие стандарты для работы УК и обеспечить жителям дополнительный комфорт. Внезапно выяснилось, что PropТech эффективен для коммунальных платежей.

Принцип здесь такой же, как при оплате мобильной связи или налогов — операция проводится в один клик или вовсе автоплатежом. Если для оплаты интернета это уже давно стандарт, то для коммунальных услуг, на которые традиционно выписывается целая кипа квитанций, это — маленькая революция. Как оказалось, если платить за ЖКХ в один клик, то и число неплательщиков снижается.

И это вполне объяснимо. Когда говорят о неплательщиках ЖКХ, как правило, имеются в виду злостные нарушители, которые принципиально не хотят гасить счета за газ или электричество. Но довольно много людей допускают долги из-за чрезмерной занятости — они не успевают разобраться с квитанциями. Возможность заплатить в один клик решает эту проблему.

Как рассказала основатель Домиленд Дарья Воронова, после установки приложения собираемость коммунальных платежей всего за один квартал возрастает в среднем на 18%. Улучшается и платежная дисциплина в целом — при закрытии отчетного периода бухгалтерией УК, счет за ЖКУ появляется автоматически в мобильном приложении и приходит соответствующее Push-уведомление об этом. Как правило, пользователь оплачивает сразу все счета, даже если у него не одна квартира.

Среднее время оплаты после выставления счета при наличии приложения составляет 2,5 дня. Если используется десктопная версия личного кабинета, то среднее время для оплаты составляет 41 день.

Со временем в PropТech-сервисах появились дополнительные функции. Сейчас уже с уверенностью можно утверждать, что и на этой ниве формируются полноценные экосистемы, позволяющие выстроить коммуникацию между жителями и управляющей компанией.

Так, по словам Елены Сумкиной, заместителя генерального директора ГК Смарт Сервис, ежегодно через приложения УК направляет свыше 3500 тысяч уведомлений. При этом Push-нотификации в отличие от СМС-рассылок бесплатны для УК.

Цифровизация шагнула так далеко, что и дома сейчас строят с использованием цифровых моделей. БИМ-проектирование позволяет после сдачи объекта использовать цифровую модель для управления и интегрировать ее в PropТech. То есть электрик, приходя на выполнение заявки, точно знает, где проложена проводка, а сантехник в курсе, из каких материалов трубы, когда проводились испытания и намечен ремонт, вся информация есть в системе.

Пока такие сервисы распространены в основном в новостройках с частными УК. Сейчас именно они формируют новые стандарты в ЖКХ, задают планку для всей отрасли. Расти есть куда — в старом фонде таких технологий нет, хотя жители явно в этом заинтересованы.

С большой вероятностью в ближайшие годы РropТech охватит всю сферу ЖКХ, ведь практика показывает, что для повышения эффективности и улучшения качества услуг не требуется фундаментальных вложений или слома всех существующих правил.

В основе эффективности всех приложений лежит мгновенный доступ к информации, он позволяет всем сторонам экономить время, а именно оно в эпоху победившей цифры становится самым главным ресурсом.