Сегодня 15 февраля компании Мегафон предстоит отчитаться перед Федеральной антимонопольной службой о возвращении тарифов взамен на повышенные с осени. Но финансовой ответственности оператор связи, похоже не понесет. Отвечать за возврат излишне собранных с восьми миллионов человек денег тоже, кажется, некому.
В ноябре 2023 года ФАС признала оператора связи «Мегафон» нарушившим антимонопольное законодательство. В официальном релизе на сайте ведомства указывалось следующее:
«… в сентябре после расследования причин повышения тарифов сотовой связи рядом мобильных операторов ФАС России возбудила антимонопольное дело в отношении оператора. Компания повысила тарифы на услуги связи для более 8,2 миллиона абонентов в среднем на 10,24% и не представила службе достаточных оснований для повышения».
Далее было указано, что на заседании комиссии ФАС компания пообещала снизить необоснованно повышенные тарифы на свои услуги. Срок исполнения — 15 февраля. Таким образом все время с момента начала нарушения и до середины февраля Мегафон мог продолжать взимать повышенную плату за свои услуги.
В пресс-службе Мегафона «Мойке 78» сообщили, что в ноябре прошлого года компания действительно согласилась с доводами ФАС по ценообразованию на ряде архивных тарифов и намерена вернуть для этой группы клиентов прежние условия до 15 февраля.
На вопрос редакции, начали ли возвращать клиентам переплату, пресс-служба не ответила.
Редакция направила официальный запрос в ФАС о том, какую ответственность понесет оператор. Официального ответа пока нет. Тем временем в ноябрьском релизе ФАС говорилось, что «комиссия ведомства признала оператора виновным в установлении и поддержании монопольно высокой цены на свои услуги. Размер штрафа для компании будет определён в ходе административного расследования в соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ». На данный момент информации о том, был ли наложен штраф по данному делу мы нигде не нашли.
Также редакцию интересовало, вернут ли абонентам излишне собранные деньги.
В разговоре с журналистом сотрудник пресс-службы сказал, что следить за возвратом средств не задача ФАС, а клиенты могут обратиться за компенсацией к оператору, а в случае отказа — в суд.
Однако тратить рабочее или свободное время на походы в суд из-за сравнительно небольшой суммы — дело не самое привлекательное для обычных граждан, нанимать юристов вроде как тоже нецелесообразно. Коллективный иск от 8 миллионов клиентов? Нереалистично.
Дважды два — четыре
Если исходить из того, что тариф вырос всего на 50 рублей (хотя, возможно, у кого-то и на большую сумму), умножить на количество клиентов, приведенное в сообщении ФАС, умножить на несколько месяцев, то получается весьма «кругленькая» сумма. Единицы измерения как минимум сотни миллионов.
По РСБУ прибыль Мегафона за девять месяцев 2023 года составила 36 миллиардов рублей.
Надо отдать должное, что клиенты почти всех операторов связи жалуются на рост тарифов при красивых анонсах с обещанием скидок, выгодных пакетов и прочих «плюшек». Сотрудники редакции, среди которых абоненты разных операторов, также отметили, что связь дорожает.