Разговор без галстуков: отечественные лифтовики обсудили главные проблемы отрасли

Фото: Baltphоto/Илья Янчук

15 апреля на производственной площадке ЗАО «Предприятие ПАРНАС» состоялся «Разговор без галстуков» — встреча имиджевого и стратегического характера для топ-менеджеров ведущих предприятий лифтовой отрасли, организованная Евразийской Лифтовой Ассоциацией (ЕЛА). В комфортной неформальной обстановке и в формате свободного микрофона участники постарались ответить на те вопросы, которые сфере вертикального транспорта диктует время.

«Нам в лифтовой отрасли хочется мира, — отметил в приветственной речи генеральный директор ЗАО «Предприятие ПАРНАС» Эдуард Кайзер. — Нам хочется, чтобы мы двигались в правильном направлении и помогали друг другу. Думаю, что при должном желании это вполне возможно. Как сделать так, чтобы отечественна лифтовая отрасль стала единой и вызывала у недругов лишь зависть — об этом и разговор».

Молодые специалисты, ау!

Деловая программа предполагала дискуссии о BIM-технологиях, взаимодействии с органами власти и госструктурами, разработке проектной документации, регулировании в области качества продукции на рынке и многом другом. Но, пожалуй, самой оживленной темой беседы стал кадровый голод, который сейчас испытывает вся промышленность. И тому ряд причин.

Разговор без галстуков: отечественные лифтовики обсудили главные проблемы отрасли
Фото: Baltphоto/Илья Янчук

«Средний возраст наших работников сильно растет. Например, у электромехаников он приближается к 60 годам. Молодежь на эту и ряд других специальностей не идет. Возможно, потому что они считаются непрестижными, малооплачиваемыми, неинтересными и много, так сказать, грязной работы, — предположил заместитель генерального директора ФГУП «Мослифт» Алексей Баранов. — Наверное, сейчас не хватает каких-то социальных программ, направленных на удержание и поддержание молодых специалистов, мало профильных учебных заведений, которые бы выпускали тех же электромехаников».

Так, по примерным подсчетам, в России в 2023 году квалификацию электромеханика по лифтам получило лишь около 200 человек. Ожидается, что из них, по оптимистичным оценкам, работать по специальности пойдут только 30%, уровень подготовки которых, считает спикер, оставляет желать лучшего: образовательные программы быстро устаревают и не успевают меняться, а контакты техникумов с предприятиями носят «рамочный» характер, хотя практика в лифтовой отрасли крайне необходима. Подспорьем в поиске молодых специалистов могли бы быть конкурсы профессионального мастерства, но лифтовые специальности в них практически не представлены, посетовала заместитель генерального директора ООО «Метеор Лифт» Юлия Бессмертная. Она также отметила необходимость сотрудничества по этому и другим вопросам с государственными структурами, в том числе специальной комиссией при Минстрое. Однако, полагает генеральный директор ООО «Подий» Александр Поярков, рассчитывать на помощь министерств стоит лишь в том случае, когда отраслью уже разработаны и предложены конкретные шаги для решения той или иной проблемы.

Учись не хочу

Один из тех, кто занимается подготовкой специалистов по рабочим специальностям — ФАУ «РосКапСтрой» — подведомственное учреждение Министерства строительства и ЖКХ РФ, созданное во исполнение указа президента Владимира Путина в 2016 году. На базе екатеринбургского филиала работает региональный образовательный центр (такие же есть Москве, Московской, Воронежской, Свердловской областях, Донецке, Мариуполе и Луганске, обучение проводится по 100 с лишним специальностям, иногородним предоставляется общежитие). 

«Мы также испытываем кадровый голод — к нам мало приходит учиться, — призналась директор филиала ФАУ «РосКапСтрой» в г. Екатеринбург Елена Курочкина. Мы вступили в программу «Демография», в рамках которой должны были обучить 60 человек, причем бесплатно. Заявили штукатуров, газовщиков и так далее. Но явились лишь семеро. Остались ли они потом в профессии — вопрос».

Кроме того многие предприятия предлагают корпоративное обучение специалистов на местах, добавил генеральный директор ООО ПО «Евролифтмаш» Николай Богданов

Разговор без галстуков: отечественные лифтовики обсудили главные проблемы отрасли
Фото: Baltphоto/Илья Янчук

Однако на кадровой политике сказалась и внешнеполитическая ситуация, которая вынудила крупные организации перевести производство на «военные рельсы», тем самым оттянув на себя большое количество специалистов. Наконец, уверены собеседники, рынок труда догнала демографическая яма 1990-х годов: детей, которые к этому моменту уже должны были закончить обучение и приступить к трудовой деятельности просто не родилось. 

Отсюда, уверены участники встречи, необходимость формулирования и принятия решений, которые бы помогли справиться с вызовами времени. Для этого первым делом отрасль должна о себе заявить, ведь ее, по мнению некоторых присутствовавших, не существует. Речь об отсутствии некой единонаправленности и организованности. 

Сотрудничество — двигатель перемен и драйвер развития

Любое сообщество, в том числе лифтовое формируется при условии взаимодействия его представителей. Иными словами, при наличии профессионального общения, обмена информацией и технологиями, партнерских программ и прочего. Как отметил Эдуард Кайзер, неправильно, чтобы один завод производил все, необходима внутриотраслевая кооперация. Она, по мнению генерального директора ООО «Карельская лифтовая компания» Сергея Ломакина, находится в прямой зависимости от консолидации, или сплоченности, которую, считает генеральный директор АО «МЭЛ» Руслан Родиков, может обеспечить наличие единого центра, способного, как отметил советник генерального директора Щербинского лифтостроительного завода Сергей Павлов, проявлять инициативу и четко формулировать проблемы.

«Кооперироваться предприятия заставляют и некоторые законодательные акты, — добавила заместитель генерального директора ООО «МЛМ Невский Лифт» Елена Литецкая, — Напомню, что, согласно поручению президента России, до 1 июля 2024 года кабмин должен предложить план замены или модернизации устаревших лифтов в МКД, указав в программе источники финансирования работ, в том числе внебюджетные, а также меры по обеспечению производства необходимого количества кабин».

Также участниками беседы стали заместитель генерального директора ООО «Серпуховский лифтостроительный завод» Алексей Григорьев, генеральный директор Санкт-Петербургского лифтового завода Дмитрий Мареев, генеральный директор Борис Козлов в и коммерческий директор Андрей Васекин ООО «Алекс-Лифт» и другие.

Разговор без галстуков: отечественные лифтовики обсудили главные проблемы отрасли
Фото: Baltphоto/Илья Янчук

IT-услуги в лифтостроении

После перерыва дискуссия продолжилась, но затонула уже современные тренды, а именно BIM (ТИМ) технологии. О том, как они должны создаваться и работать  и что происходит на практике рассказал заместитель генерального директора по IT ООО «Метеор Лифт» Антон Колганов. Он и его коллеги согласны с тем, что информационное моделирование — перспективное направление. Однако в лифтостроении им занимаются мало. Причина в отсутствии у заводов полных каталогов моделей, неопределенности в плане программного обеспечения и, конечно, нехватке необходимых специалистов. «Банально на строительных площадках персонал не готов использовать BIM (ТИМ) технологии, а вся документация до сих в формате 2D», — заключил спикер.

Тем не менее само желание вести диалог, например, в рамках вот таких встреч без галстуков уже внушает оптимизм и веру в то, что лифтовая отрасль хочет и готова развиваться.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБП

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБПНовости
Жители Петербурга получили выгоду в 4,5 млн рублей при покупке и пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей. О такой сумме сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт. Это стало возможно благодаря предложению СБП. До конца года действует акция: при покупке или пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей (СБП) на...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее