Ольга и Александр Флоренские открыли новую выставку «Скелеты разные»

Слон Флоренских сделан из угольного совка (голова), жестяной трубы (хобот), электромонтерских крюков-кошек (бивни) и крутящейся ручки от мясорубки вместо хвоста, пишет «Коммерсант». Он даже может качать головой. Рядом со слоном помещаются лев с головой из шляпных болванок и ребрами из струбцин, носорог с рогатым черепом из жестяной масленки для машинного масла и увесистыми тестикулами из трехфунтовых гирек и уморительный броненосец из двух цинковых корыт.

На стенах другие, плоские скелеты, так же тщательно и любовно собранные из разнообразного старинного хлама: очень красивый электрический скат (гнутые деревянные детали кресел-качалок начала века, а в доказательство того, что скат электрический, от него тянется провод к ближайшей розетке), длинная белуга (деревяшки различного происхождения и отдельно, на тонкой цепочке, велосипедный клаксон — орган, посредством коего скелет ревет белугой), рыба-пила (с настоящим зазубренным лезвием ножовки на носу) и даже человек. Человек, по Флоренским, состоит из крючков, тисков, железных кронштейнов, а вместо головы у него колесо. Флоренские досконально изучили анатомию: все основные кости представлены, все суставы сгибаются в нужную сторону — и, в общем, экспонаты выглядят убедительно — не подкопаешься.

Ольга и Александр Флоренские открыли новую выставку "Скелеты разные"
                                   Фото с сайта www.afisha.ru

«Скелеты разные» продолжают давно придуманную Флоренскими художественную историю с ассамбляжами. Историю можно кратко и емко описать одной фразой: «собираем что угодно из чего угодно». В роли материала у Флоренских выступает всякое старье. Художникам посчастливилось иметь одновременно вкус к старинному быту, к вещам по возрасту уже антикварным, но слишком обыденным, чтобы быть культурной ценностью — всем этим ветхим жестянкам, колченогим тонетовским стульям, дырявым посудинам, — и обширную семейную кладовку, заваленную старьем.

Старье превратилось в сырье: Флоренские уже много лет из пыльных обломков собирают свой собственный «всеобщий музей всего», точнее, «Универсальный музей Вильгельма Винтера», как они называют проект, объединяющий их серии ассамбляжей из столетнего хлама. Вильгельм Винтер — имя тоже антикварное: реальный Вильгельм Винтер в конце XIX века держал в Петербурге общедоступный кабинет редкостей. Провозгласив себя его наследниками, Флоренские существенно расширили ассортимент кабинета: сегодня в этот проект входят серии «Культовые сооружения» (макеты храмов всех религий мира — тоже, конечно, из старых чайников и шляпных коробок), «Географические карты», а теперь и «Скелеты разные».

Флоренским удается сделать старые деревяшки и железяки универсальной основой для их собственной захватывающей мифологии. Каждый раз кажется, что потенциал бабушкиного сундука в очередной серии Флоренских раскрыт полностью, тема исчерпана и можно прекращать, — ан нет: художникам удается снова и снова изобрести вполне конкурентоспособный велосипед.

Предыдущий долгоиграющий проект Флоренских, «Русский трофей», тоже складывавшийся из презентаций по кусочкам, выставочка за выставочкой, где-то там или где-то здесь, — триумфально закончился большой инсталляцией в Русском музее, пишет «Афиша». Где хозяйство, ведомое не год и не десять, сложилось-таки в нужном порядке и соотношении своих частей (распространенное сравнение любого последовательного и кропотливого занятия с пазлом тут не годится: что за картинка будет в итоге, не знал никто).

Сколько ждать обустройства «Универсального музея Вильгельма Винтера» и каким он будет, сейчас непонятно. Флоренские работают «пока не…». Живопись будет — не может быть, чтобы Флоренский удержался от живописи. И видео будет — про это тоже можно говорить определенно, потому что в паноптикуме «современное искусство» не может не быть видео. И еще потому, что для видео все уже, в принципе, готово, сценарий и режиссура, и надо только заявку в Госкино отнести — и вот этот момент пока откладывается и откладывается, поскольку текущих дел и так выше крыши, это ведь далеко не единственный у Флоренских текущий проект… Разумеется, где-то там, в будущем, появятся снова и уже известные по первым выставкам «Музея Винтера» объекты шутливой бытовой археологии. Шляпные коробки, мебельные петли, куски венских стульев и кухонных вытяжек, досочки ничейные, банки консервные, гирьки двухфунтовые, рейсмусы, шпунтубели, подставки под чайник, геодезические треноги, детали примусов и железячки просто неопределенного назначения — вся эта потенциальная свалка продолжает оживать, собираясь в выставки; потом разбираться в ожидании следующего, теперь уже последнего выхода.

26 февраля — вт 25 марта
Петроградская Сторона, Ижорская ул., 13/Малый пр., 39
(812) 233-08-54, 320-31-62

СПРАВКА: Ольга Флоренская родилась в 1960 г. Александр Флоренский родился в 1960 г.

C 1997 по 2005 гг. А. Флоренский – один из организаторов и куратор галереи «МИТЬКИ – ВХУТЕМАС» в С. Петербурге, в 2003-2004 гг. – главный художник и куратор журнала «Адреса Петербурга», а с 2006 года – заведующий отделом современного искусства государственного музея «Царскосельская коллекция».
В 2004 году А. Флоренский совместно с художником И. Сотниковым создает «ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОПИСИ И РИСОВАНИЯ» и проводит ежегодные пленэрные семинары, пишет www.gif.ru.

В 1982 г. О&А Флоренские окончили Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище им. Мухиной (б.училище барона Штиглица). Одни из организаторов группы художников МИТЬКИ (1985).
В 1990 г. проходили стажировку в Institut des arts plastiques /Институт пластических искусств. Члены Союза художников России.

Авторы анимационных фильмов: «Митькимайер» (А. Флоренский, 1992), «Рассказ о чуде из чудес» (О. Флоренская, 1994) и «Трофейные фильмы» (О&А Флоренские, 2004). Участники многих всероссийских и международных кинофестивалей (1993-2006). Организаторы книгоиздательства «Митькилибрис» (1994).

Работы художников находятся в собраниях Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа (С. Петербург), Третьяковской галереи и ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва) и многих других музеев России, а также в музеях KIASMA и CITY ART MUSEUM (Хельсинки) и в музее VICTORIA & ALBERT (Лондон). Живут и работают в Санкт-Петербурге.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБП

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБПНовости
Жители Петербурга получили выгоду в 4,5 млн рублей при покупке и пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей. О такой сумме сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт. Это стало возможно благодаря предложению СБП. До конца года действует акция: при покупке или пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей (СБП) на...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее