Как сообщает «Фонтанка», из продовольственных товаров наибольший прирост цен отмечался на бананы, соответственно, на 10,0 и 3,5%, на яблоки – на 8,3 (4,9) и на морковь – на 8,2 (11,3). Макаронные изделия стали дороже в городе на 6,0%, в области – на 1,8, сахарный песок – на 3,3 (5,5), крупы – на 1,8 (2,4), хлебобулочные изделия – на 1,5 (1,0), молочная продукция – на 1,2 (0,7%).
При этом, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, применяемого для проведения межрегиональных сопоставлений, в ценах февраля 2008 года составила в целом по стране 6441 рубль, в Москве – 9130, в Петербурге – 6832, в Ленобласти – 6469 рублей.
К тому же, как сообщала ранее ГАЗЕТА.СПб, стоимость минимального набора продуктов питания в Санкт-Петербурге на конец февраля достигла 2 тысяч 42,2 рублей. Такие данные содержатся в материалах Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
За месяц «продуктовая корзина» в Северной столице подорожала на 2,2%, а с начала года – на 5,9%. Отметим, что рост произошел несмотря на попытки властей сдержать цены на социально значимые продукты питания – в конце января Смольный пролонгировал так называемые «продовольственные соглашения», сообщал ранее РБК.
По данным Росстата, потребительские цены в январе выросли 2,3%, а в феврале еще на 1,2%. В итоге за два месяца цены повысились на 3,5% против 2,8% за этот же период 2007 года. Характерно, что темпы инфляции в потребительском секторе незначительно ускорились с 1,2% в январе до 1,3% в феврале.
Хлеб и хлебобулочные изделия подорожали в феврале на 2,2% против 1,5% в январе, крупы — на 1,6% (1,1% в январе), макаронные изделия — на 2,1% (1,7%), масло подсолнечное — на 1,2% (0,8%). Мясопродукты за январь-февраль подорожали на 1,7% (0,8% за этот же период 2007 г.), молокопродукты — на 4,3% (1,4%). В марте картина, очевидно, будет не лучше. Чиновники осторожно прогнозируют, что в целом инфляция составит 1-1,2%, при этом значительный вклад в подорожание снова внесут продукты питания.
По мнению специалистов, удержать ценники на прежних позициях невозможно,поскольку российский продовольственный рынок на 70-80% зависит от импорта, а на мировых рынках происходят аналогичные процессы. Особенно сильно там подорожало зерно — почти втрое по сравнению с мартом прошлого года. Тонна пищевой пшеницы сейчас стоит порядка $430 — еще совсем недавно такие цены казались невероятными. В Италии замитинговали потребители пасты, в Мексике — любители тортильи, в Таиланде — поедатели лапши. Эксперты говорят, что тенденция будет иметь долгосрочный характер. Экономический бум в развивающихся странах породил огромную армию потребителей, на которую мировые сельскохозяйственные ресурсы оказались не рассчитаны.
Неэффективность добровольно-принудительного замораживания цен, очевидно, осознают и в правительстве РФ. По крайней мере, пролонгировать соглашение с товаропроизводителями после 1 мая не планируется. Вместо этого Минсельхоз предлагает ввести ограничение торговой наценки на социальнозначимые товары — хлеб, молоко, яйца. По мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, она не должна превышать 10-12% вместо нынешних 30-40%. МЭРТ не согласен, но даже если позиция Минсельхоза победит, большинство россиян усилий правительства даже не заметит, поскольку их рацион питания включает существенно больше товаров, чем включено в социальный список. Представители торговых сетей указывают, что последнее время потребители все активнее покупают качественную и дорогую продукцию. И уж на ней-то продавцы смогут взять свое.