Юридический комитет правительства Ленобласти по поручению губернатора Валерия Сердюкова проанализировал проект закона «О пригородной зоне Санкт-Петербурга», разработанный несколько месяцев назад правительством города.
Если областные политики утверждали, что городские власти пытаются давить на область и подтолкнуть процесс объединения регионов, то по итогам юридической экспертизы вообще оказалось, что документ противоречит Конституции РФ, Земельному кодексу, Градостроительному кодексу и Лесному кодексу, пишет газета «Коммерсант».
Напомним, несколько месяцев назад Смольный разработал проект закона о пригородной зоне вокруг Петербурга. Документ предусматривает особый режим землепользования, градостроительной и природоохранной деятельности в радиусе около 50 км от границ города.
По замыслу разработчиков в горадминистрации, на этой территории областные власти не смогут размещать промышленные производства, любые виды отходов, вести вырубку лесов, разработку месторождений полезных ископаемых, «промышленную заготовку цветов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод», охоту, сенокошение и даже мыть машины.
Однако при этом Петербург оставляет за собой право размещать в пригородной зоне «сооружения, необходимые для функционирования Санкт-Петербурга», например инженерную инфраструктуру. Вице-губернатор города Александр Полукеев утверждал, что проект закона создан исключительно ради сохранения лесов.
Юристы областного правительства в своих выводах пошли еще дальше. В заключении экспертов областного юркомитета сказано, что все статьи проекта закона (за исключением первой и восьмой, которые дублируют федеральный закон) противоречат действующему законодательству.
Так, в соответствии с документом, предложенным Смольным, в границу природоохранной зоны включаются земли населенных пунктов, а это противоречит пункту 1 статьи 86 Земельного кодекса РФ. Петербургские чиновники предлагают использовать пригородную зону «исключительно для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан», но областные юристы уверены, что это приведет к нарушению прав граждан и организаций на частную собственность.
Дело в том, что все земли внутри этой зоны в таком случае придется перевести в категорию особо охраняемых территорий.
Пятая статья документа, предусматривающая в пятидесятикилометровой зоне резервные земли для развития Санкт-Петербурга, противоречит статьям 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми субъект федерации может резервировать земли только на собственной территории.
Противоречит федеральному закону и статья 6 законопроекта, в которой речь идет о назначении и правилах пользования землями пригородной зоны. Областные юристы пишут, что в соответствии с Земельным кодексом целевое назначение земель устанавливается постановлением правительства РФ или постановлением органа исполнительной власти субъекта федерации (в данном случае — Ленобласти), тогда как Смольный предлагает устанавливать это новоиспеченным законом.
Наиболее же странным в законопроекте юркомитет считает запрет на промышленную заготовку цветов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, охоту, сенокошение и иные виды деятельности, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду.
По словам представителя комитета, «любая деятельность человека, за исключением природоохранной, оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду (содержание и эксплуатация домов отдыха, пансионатов, кемпингов, объектов физкультуры и спорта, детских и спортивных лагерей). То есть та деятельность, ради беспрепятственного осуществления которой как раз и выделяются зоны рекреационного назначения — земли пригородных природных зон».
Статья 7 смольнинского проекта закона нарушает положения Градостроительного кодекса и закон «О местном самоуправлении», так как ограничивает полномочия области и муниципальных образований по переводу земель сельхозназначения в иные категории. В результате местные власти лишаются права изменять границы поселений не только небольших поселков, но и городов, попадающих в «зону влияния» Петербурга, — таких как Гатчина, Всеволожск, Кировск, Сертолово и другие.
Но главное, что смущает областных юристов, — это «явное несоответствие законопроекта букве и духу Конституции Российской Федерации и Федеративному договору». «Положения законопроекта позволяют распространить действие правовых актов органов госвласти Санкт-Петербурга на территорию Ленобласти», — написано в заключении.
Кроме того, юркомитет возмутил тот факт, что сенатор от Петербурга Виталий Мутко внес подобный законопроект в Совет федерации: «Его внесение в Федеральное собрание членом Совета федерации является безответственным поступком, несовместимым со статусом члена Совета федерации».
В свою очередь, Виталий Мутко уже попытался откреститься от документа. Он прислал в областной ЗакС телеграмму в которой просит отозвать обращение, мотивируя это тем, что проект федерального закона «им не разрабатывался и не вносился в Государственную думу».
Несмотря на это, областные депутаты принципиально отказались отзывать свое обращение. «Никакого решения об отзыве мы не примем. Надо защищать интересы своего региона и его жителей», — заявил на заседании областного ЗакСа председатель комиссии по законодательству Виталий Климов, комментируя телеграмму от Виталия Мутко.
Тем не менее в обладминистрации считают, что скандал вокруг законопроекта постепенно сойдет на нет: «Это был пробный камень, чтобы проверить, как мы отреагируем на возможность объединения с городом».