Как пишет «Комсомольская правда», сейчас в России действуют две крупные исламские организации, конфликтующие между собой: одна из них из Уфы, другая — московская, она откололась еще в девяностые годы. Небольшая петербургская община «Аль-Фатх», презентовавшая шариатское правосудие, между ними как меж двух огней: «суд чести» раскритиковали и те и другие.
— После публикаций ко мне сыплются угрозы по телефону, — рассказал изданию Джамалиддин хазрат Махмутов. — Я не знаю, что за люди звонят. Мне только известно, что якобы московский исламский деятель Ниязов давно уже пытается взять под контроль нашу организацию. Но мы для них только средство. Их цель — мечеть у станции метро «Горьковская». Они хотят сместить муфтия соборной мечети Жафара Пончаева с должности. А Пончаев критикует шариатский суд, полагая, что я с ними заодно. «Аль-Фатх» же официально его признает единственным руководителем мусульман Петербурга.
Своими опасениями о разгорающемся внутриисламском конфликте Махмутов поделился в письме президенту. А также попросил защитить открывшийся шариатский суд от необоснованной критики.
«Из-за событий последних шестнадцати лет в России сложилось неверное представление о шариатском суде. Согласно канонам ислама на территории, где большинство населения иноверцы, решения шариатского суда носят рекомендательный характер. Основываясь на указании президента в экстренном порядке разгрузить мировые суды, для решения семейных, бытовых и трудовых споров можно привлечь такую историческую форму, как шариатский суд», — пишет руководитель «Аль-Фатх».
Между тем в Петербурге нашлись и сторонники исламского правосудия
— Приехавшим из Узбекистана очень трудно адаптироваться в Петербурге, — рассказывает вице-президент узбекской общины Шухрат Мавлянов. — Они привыкли жить по законам ислама, а здесь — светское государство. Я думаю, что многим из них проще спросить совета у мусульманского кади, нежели у мирового судьи.
Кстати, многие сторонники объединения мелких религиозных общин, которых опасается создатель шариатского суда, тоже не против прислушаться к Корану. Но только не под таким громким названием.
— Мусульманам всегда важно, что говорит Священное писание, — утверждает президент общества «Татарстан» Ринат Валиев. — С этой целью мы сейчас пытаемся объединить небольшие исламские организации Петербурга в одну. К его старейшинам прислушаются вернее. Мы предлагали и Махмутову войти в ее состав, но он отказывается.
Как ранее сообщала ГАZЕТА.СПб, в Петербурге при организации «Исламский правозащитный центр» (ИПЦ) открылся шариатский суд для мусульман, который будет выносить решения по морально-этическим вопросам, и, уверяют его организаторы, постановления суда будут иметь рекомендательный характер. Муфтий города уже назвал представителей центра шарлатанами.
«Мы не признаем эту «Аль-Фатх», так как она создана шарлатанами. Никаких полномочий на создание шариатского суда Джамалиддин Махмутов не имеет, так как у него нет соответствующего образования и религиозной практики», — озвучил позицию общины первый заместитель муфтия Равиль Панчеев.
Омбудсмен: Я бы не хотел жить в городе, где есть шариатский суд
В европейской части России словосочетание «шариатский суд» имеет негативную коннотацию. С этим согласен уполномоченный по правам человека в Петербурге Алексей Козырев, комментируя открытие в Петербурге при организации «Исламский правозащитный центр» (ИПЦ) шариатского суда для мусульман, который будет выносить решения по морально-этическим вопросам.
«Я бы не хотел жить в городе, где есть шариатский суд, думаю, что вы — тоже», — приводит мнение омбудсмена «Коммерсант». По его словам, в его офис уже обратились представители нескольких религиозных и правозащитных организаций, обеспокоенные тем, не нарушит ли эта спорная структура «хрупкого состояния толерантности и мира в городе».
«Я считаю, что суд — это прежде всего государственная структура. В данном случае это либо авантюра, либо афера, либо провокация. Я дал поручение своим подчиненным разобраться с тем, что это такое, и, исходя из результатов, буду действовать», — пообещал омбудсмен.
СПРАВКА: Шариатский суд — орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади (судьей, выносящим решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны). Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом (мусульманским законоведением, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, Сунны, иджмы и кияса), прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел.
На протяжении веков шариатские суды были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. В настоящее время в ряде из них (напр., в Египте, Тунисе, Ливии) ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные шариатские суды.