Более того: судя по последней информации, вина болельщиков, не вызывающая сомнений у работников правоохранительных органов, вовсе не выглядит очевидной, пишет «Чемпионат.ру».
По версии следствия, зенитовские фанаты стали бесчинствовать на улицах Малой Вишеры. Их попытались образумить инспектор ГИБДД и участковый, «однако разгорячённые фанаты милиционеров избили».
Итак, днём 22 марта около 15 болельщиков «Зенита», на «собаках» добиравшихся в столицу на матч их команды с ФК «Москва», высадились в Малой Вишере Новгородской области, где должны были пересесть на электричку до города Окуловка. В ожидании поезда, прибывающего через несколько часов, фанаты решили пройтись по улицам райцентра.
Следует отметить, что и Малая Вишера, и Окуловка пользуются среди любителей футбола дурной славой. Способствовало этому то, что фанаты столичных и петербургского клубов, возвращавшиеся домой на электричках с пересадками в этих населённых пунктах, не раз становились причиной различных эксцессов. Самым крупным инцидентом был погром в Окуловке, который устроили в 1999 году фанаты ЦСКА, когда в результате происшествия пострадали несколько человек.
фото landscrona.ru
По версии следствия, зенитовские фанаты решили не отстать от московских коллег и стали бесчинствовать на улицах города. Их попытались образумить инспектор ГИБДД и участковый, «однако разгорячённые фанаты милиционеров избили». Причём участковый инспектор, женщина, якобы получила серьёзные травмы – ей разбили голову. Подоспевший наряд милиции задержал двоих нападавших, которые были препровождены в отделение милиции, а затем оказались в изоляторе 53/1 Великого Новгорода, где им было предъявлено обвинение по части первой статьи 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти».
Существует и неофициальная версия случившегося. Объединенный сайт фанатов «Зенита» Ландскрона публикует Письмо одного из участников недавних событий в Малой Вишере, весьма изветного в зенитовском саппорте человека:
«То, что пишут в СМИ о событиях в Малой Вишере – полный бред!
22.03.08, около полудня, мы (пятнадцать человек) приехали в Малую Вишеру, вышли из электрички и спокойно пошли к памятнику В.И. Ленину. Электричка до Окуловки, на которой мы собирались продолжить путь, приходила через 4 часа. Часа за полтора до неё некоторые решили позаряжать (до этого мы просто спокойно стояли и общались). В этот момент неожиданно появилась милиция. В очень жесткой форме нам велели идти на вокзал; мы стали уходить.
Та самая «женщина-инспектор» вела себя крайне вызывающе, ни с того ни с сего она схватила одного парня, который хотел выкинуть в урну пустую бутылку из-под шампанского, и со словами: «За распитие поедешь» толкнула его в сторону авто, к другим сотрудникам милиции. Следом шел еще один наш парень, его по той же схеме «за распитие» опрокидывают, а когда поднимают – у парня все лицо в крови.
Тут и началась перепалка, толкание и прочее… Потом события переместились ближе к вокзалу. «Женщина-инспектор» на тот момент была в состоянии алкогольного опьянения! Она всех провоцировала, хотела непонятно за что забрать подругу Алексея (задержанного в итоге фаната), тот стал заступаться за нее, отталкивать «женщину-инспектора». Подошел «тот самый» ДПСник, Алексей начинал толкаться с ним, тут уже все смешалось, кто-то пытался прекратить потасовку, «женщина-инспектор» под алкоголем продолжала нагнетать ситуацию, пытаясь забрать нашу девушку за «нецензурную брань», при этом сама ругаясь матом.
Алексей к тому времени уже лежал на земле, ДПСник начинал заламывать руки нашей девушке, за нее заступились, «женщина-инспектор» пару раз ударила девушку по лицу и, схватив за волосы, повалила на землю. В итоге «стража правопорядка» оттащили её же коллеги со словами: «Упокойся!», я стал поднимать девушку с земли, «женщина-инспектор» снова перешла в атаку. Еще кому-то из наших достается по лицу. В итоге в отдел на ул. Урицкого д.16 отвезли наших двух парней и двух девушек.
«Когда двое офицеров милиции – участковый инспектор-женщина и инспектор ГИБДД – попытались их остановить, призвав к порядку, разгоряченная молодежь принялась избивать милиционеров. Серьезные травмы получила женщина» — пишет «Интерфакс», «Участковый инспектор получила при этом весьма серьезные травмы» — пишет «Фонтантка.ру»
Не было никаких беспорядков! Не было никакого избиения милиционеров! Никаких серьезных травм инспектор-женщина не получила! Когда я подошел к машине, на которой увозили наших, у нее были совершенно целое лицо, и, когда мы пришли в отдел, она выходила на улицу – травм у неё не было! То же самое можно сказать и про ДПСника, и про других сотрудников милиции. В отделе нашей девушке снова досталось от женщины-инспектора, Алексея избивали трое сотрудников милиции. Свидетелями со стороны милиции стали жена одного из сотрудников и ее подруга, которых на месте событий вообще не было!
Я езжу на электричках через Малую Вишеру на футбол уже шестой сезон, и никогда в этом перевалочном пункте подобного не случалось. В данный момент Алексей находится в изоляторе 53/1 г. Великого Новгорода, в простонародии — «Белый лебедь», во вторник ему должно быть предъявлено обвинение по ст. 318 ч. 1. Искренне надеюсь, что, если его и признают виновным, будет только штраф до двухсот тысяч рублей… Сейчас с ним работает адвокат, которого наняла мама Алексей, мы будем свидетелями. Когда звонили следователю он сказал, что, поскольку события получили огласку в СМИ, то дело будет показательным. Ещё раз повторюсь, всё было совсем не так, как пишут в СМИ и говорят в милиции.»
На фоне этой истории особенно выделяются некоторые предложения начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владислава Пиотровского по ужесточению мер безопасности и активизации работы с футбольными болельщиками.
«Сегодня не существует единого нормативного акта, регламентирующего поведение футбольных клубов и болельщиков», — заявил он в ходе расширенного оперативного совещания, которое состоялось в пятницу, 11 апреля, сообщает БИА.
Владислав Пиотровский, фото novayagazeta.spb.ru
По мнению Пиотровского, создание подобного документа, в разработке которого должны принять участие не только представители правоохранительных органов, но также директора стадионов, представители футбольных клубов и фанатских организаций, поможет выработать единые критерии допустимого и недопустимого поведения болельщиков как в ходе матча, так и после его окончания, а как следствие, повысит культуру болельщиков.
Агрессивно настроенных футбольных фанатов, возможно, скоро внесут в специальные «черные списки» и перестанут пускать на стадионы. По мнению Пиотровского, основным средством для решения этой задачи может стать установка системы видеонаблюдения на стадионе «Петровский», а позднее на новом стадионе «Зенит» на Крестовском острове.
Он также добавил, что неоднократно замеченным в неадекватном поведении на стадионе болельщикам может быть поставлен «списочный барьер», то есть запрещен доступ на футбольные матчи.
В свою очередь председатель комитета по физической культуре и спорту правительства Санкт-Петербурга Вячеслав Чазов отметил, что подобная практика давно уже существует на Западе – на матчи крупных соревнований, таких как Лига Чемпионов, билеты продаются при предъявлении удостоверения личности, и болельщику может быть отказано в продаже, если у него есть правонарушения во время матчей или связанные с футболом.
«Это самое эффективное – вычленять нарушителей и работать с ними – вплоть до объявления персоной нон-грата», — добавил он.