Автовладельцы не обрушили, но сильно поцарапали рынок КАСКО. Руководители петербургских компаний утверждают, что их клиенты часто накапливают к окончанию действия страховки небольшие повреждения и царапины на кузове машины, чтобы использовать их как предлог бесплатно обновить свое авто. На такие незначительные изъяны приходится до 15 процентов всех убытков по КАСКО.
Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Северо-Запада РФ:
«Автомобиль, недорогой, даже иностранного производства, стоит 600 тысяч рублей, до миллиона – небольшие повреждения бампера, лакокрасочных покрытий, сколов, ремонт составляет 20-30 тысяч рублей, это от 3-х до 5-ти процентов от стоимости автомобиля. Если мы возьмем средний тариф на рынке 7-8% в год, то 2-3-5% сразу съедаются этими небольшими убытками. Но существуют же еще и крупные аварии, существуют угоны».
Подобные проблемы, по словам участников рынка, возникают только в России. На Западе автовладельцы не заявляют мелкие повреждения в страховую компанию, потому что на следующий год она может пересмотреть уровень тарифа для конкретного клиента. Кроме того, информация об убыточности работы с ним становится доступной и другим страховщикам через общую базу данных.
СЮЖЕТ 100ТВ
Между тем не все так однозначно. Страхование по КАСКО является добровольным и сумма страховки в разы превышает цену, которую приходится платить при обязательном автостраховании. Сумма «каски», как правило, сугубо индивидуальна и полностью зависит от марки машины, ее возраста, стоимости, угоняемости и водительского опыта владельца. Исходя из того, что сумма страховки по КАСКО может составлять и 40 и 80 тысяч в год и даже 100 тысяч (если это дорогой и популярный у угонщиков автомобиль), то мотивы водителей тоже вполне можно понять: если за дополнительный полис приходится выкладывать «круглую» сумму, почему нельзя получить выплаты, тем более, если машина затрахована?
Однако только наивный водитель считает, что полное КАСКО гарантирует компенсацию любого ущерба, который может быть причинен автомобилю. Страховщики прибегают к разным уловкам, чтобы не платить по добровольным страховкам, задерживать выплаты или уменьшать их размер до смешного. И таких случаев множество.
Как правило, недобросовесные страховщики затягивают сроки рассмотрения страховых выплат до срока окончания полиса, придираются к документам, выданным в ГИБДД, а также используют свое право на отказ, якобы усмотрев в повреждениях корыстный «умысел автовладельца». Получается, что даже имея КАСКО, водитель должен быть готов к тому, что лобовое стекло, в которое прилетел камень (а это часто бывает), придется менять за свой счет, а не ждать милости со стороны страховой компании.