Среди киношедевров, снятых на «Ленфильме», — «Чапаев» братьев Васильевых, «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица, «Гамлет» и «Король Лир» Григория Козинцева, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа, «Молох» Александра Сокурова. На студии работали крупнейшие мастера отечественного кино. Как передает «Эхо Петербурга», здесь был снят первый российско-американский художественный фильм «Синяя птица». В ее павильонах снимались мировые звезды Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Франко Неро, Микеле Плачидо, Софи Марсо. А знаменитая эмблема «Ленфильма» — Медный всадник в перекрестье лучей — впервые появилась в 1965 году.
Первые шаги в кино там сделали Иосиф Хейфиц и Григорий Козинцев, Сергей Герасимов и Владимир Венгеров, Глеб Панфилов и Виталий Мельников. Внимание к нестандартным художникам стало отличительной чертой Ленфильма, а лента «Чапаев», которую братья Васильевы снимали несколько лет, была признана своеобразным образцом – как надо работать. Сроки не имеют значения, главное – результат, передает канал «Культура».
«Если бы не Ленфильм, вполне возможно, я бы не состоялся», – говорит режиссер Владимир Мотыль. Сценарий его второго фильма «Женя, Женечка и Катюша» в Москве завернули, а в объединении Владимира Венгерова, известного своими либеральными взглядами, поддержали. «Ленфильм был, как глоток свободы», – вспоминает режиссер. «Я уже на «Жене, Женечке и Катюше» понял, что без полной свободы нельзя создать истинно художественного произведения. И на «Жене, Женечке и Катюше» Ленфильм меня освободил от какого-то контроля. Мне иногда в порядке совета говорили, и то очень деликатно», – рассказывает Владимир Мотыль.
Когда Григорий Чухрай предложил режиссеру слабый сценарий «Пустыня», Мотыль поставил два условия: он полностью переписывает материал и снимает только на Ленфильме, причем с творческой ленфильмовской командой. «Вот эти люди очень талантливые. Они помогали во всех выдумках. Я не знал границ – все, что я придумывал, все осуществлялось», – восхищенно говорит Владимир Мотыль.
В девяностые Ленфильму пришлось непросто, но он выстоял. Там продолжали работать Алексей Герман и Александр Сокуров, появились новые имена: Сергей Сельянов, Алексей Балабанов, Александр Рогожкин, Дмитрий Астрахан. «Я застал такой момент: Герман, Арановский, Асанова – это был какой-то дух студии. Она с одной стороны была большой, а с другой – какой-то маленькой, камерной. Все собирались в одном месте – это было такое кафе. Все говорили о творчестве, об искусстве. Требовался свой взгляд – это очень ценилось в режиссере», – вспоминает Дмитрий Астрахан.
Сейчас на Ленфильме производится не так много картин – три-пять фильмов ежегодно. Но каждый из них становится заметным событием на российских и мировых фестивалях. Новое поколение Ленфильмовцев – это Лидия Боброва, Андрей Кравчук, Марина Разбежкина. Не так давно Алексей Герман закончил шестилетнюю работу над фильмом «Трудно быть богом». Киностудия держит марку.
Ныне «Ленфильм» переживает сложные времена, связанные с реогранизацией этого огромного кинопредприятия. Несколько месяцев назад усилиями творческой интеллигенции Петербурга удалось приостановить приватизацию студии, занимающей коммерчески выгодный участок земли на Петроградской стороне.
За «Ленфильм», имеющий огромные заслуги перед страной, заступились первые лица государства, заверившие, что кинофабрика будет сохранена и продолжит свою творческую историю. Разрабатывается программа ее возрождения.
В канун славной даты в городе прошла ретроспектива ленфильмовских картин разных десятилетий. «Громкое празднование» юбилея студия перенесла на 27 августа, когда будет отмечаться День российского кино.