С этой целью в ведомстве разработан регламент, обязывающий сотрудников ГАИ действовать в рамках единых правил. Между тем эксперты считают, что этот регламент — лишь имитация борьбы с коррупцией, пишет РБК daily.
Как отмечает издание, документ содержит немало новаций. Например, есть требование о том, чтобы все подразделения ГИБДД обзавелись страничками в Интернете.
Кроме того, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения инспектор ГИБДД будет обязан проводить только в присутствии двух понятых, а технические средства, которые определяют уровень алкоголя, должны обеспечивать запись результатов на бумаге.
Если в документы, переданные инспектору, затесались деньги, то регламент предписывает «немедленно вернуть документ обратно его владельцу и предложить забрать оттуда все ценности».
Также инспектору вменяется в обязанность «разруливание пробок» на дорогах. «При выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению обеспечивается выполнение распорядительно-регулировочных действий».
Кроме того, в документе впервые прописаны правила применения видеокамер и диктофонов. «Сотрудник при общении с участниками дорожного движения имеет право использовать специальную видео- и звукозаписывающую аппаратуру, при необходимости заранее предупредив их об этом».
Но если, например, в США видеокамеры установлены на все патрульные автомобили и ими записывается каждый шаг полицейского, то в России гаишник сам будет решать, когда ему включать записывающее устройство, а когда нет.
В МВД и не скрывают, что задумка с использованием техсредств направлена на исключение провокаций со стороны водителей. А то, что «хозяин дорог» продолжит брать взятки, просто выключив диктофон, в министерстве мало кого волнует.
По словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, проблемы коррупции должны решаться не регламентом, то есть подзаконным актом, а федеральным законом. «А так это лишь имитация борьбы с коррупцией», — говорит он. К тому же сейчас, и об этом свидетельствует судебная статистика, стражей правопорядка крайне редко удается привлечь к ответственности.
Как все это будет применяться на практике — покажет время. Да и регламент пока только в проекте. Так что если что можно пожаловаться.
Жалующиеся, кстати, уже нашлись: Петербургское отделение Межрегионального Общественного Движения «Комитет Защиты Прав Автомобилистов» направил в МВД целых пять листов поправок и предложений, пишет «Фонтанка.ру»
Впрочем, его руководитель Александр Холодов, что все это — лишь «технические моменты». В действительности они нашли только одну серьезную ошибку: в одном из пунктов говорится о том, что иностранные граждане должны иметь заверенный перевод водительского удостоверения.
Однако, в соответствии с Международной конвенцией, страны-участники договора принимают права международного образца без перевода. Но это, по словам Холодова, досадная ошибка, которую обязательно исправят: документ-то пока только черновик.
Что же касается самого регламента, то иначе как «шпаргалкой для инспекторов» его назвать нельзя. «Он не дает никаких дополнительных прав и не вводит никаких ограничений, — уточнил Холодов, — далеко не все сотрудники ГИБДД являются юристами, поэтому для них и собрали в кучу все документы, которые могут пригодиться в работе».
КСТАТИ
Водителям лучше всегда иметь при себе диктофон, причем обычный, с аудиокассетами. Цифровые записи легко подделать, поэтому в суде они редко принимаются как доказательство.
Включать его следует до начала разговора с инспектором, а еще лучше произнести вслух дату и время остановки. В начале разговора следует обязательно узнать фамилию инспектора, а также записать на диктофон номер жетона, произнеся его вслух.