Вдоль главной кладбищенской дороги – длинная метровая траншея – на ее краях видны разрытые и поломанные могильные плиты, практически вскрытые склепы. Новые гранитные блоки лежат прямо на могилах. Ограды некоторых из них сломаны. С последнего молебна на Смоленском лютеранском кладбище не прошло и полугода, а настоятель церкви святого Михаила пастор Сергей Татаренко этой местности уже не узнает.
О том, что на кладбище идет стройка, пастору сообщили журналисты. Приехали в тот момент, когда в котлован спускали какую-то емкость. Об этих видоизменениях никто из лютеранской общины даже не подозревал, передает 100ТВ.
У стен лютеранского кладбища – стенд, который сообщает – ведется «комплексная реконструкция». Та самая емкость станет частью очистных сооружений.
По срокам реконструкция должна была закончиться в конце февраля. Сейчас середина марта. Предприятие «Строительная культура» превратила это место в строительное безкультурье.
СЮЖЕТ 100ТВ
Сергей Татаренко, настоятель храма Святого Михаила, пробст Петербурга: «Вся центральная площадь кладбища находится в ужасном состоянии, я не думаю, что очистится до той булыжной мостовой. И вообще сохранилась ли она?»
Сохранность булыжной мостовой можно будет проверить только по окончании работ – не раньше июня. Об этих сроках нам сообщили в городском комитете экономического развития. Правда, письменно. Встречаться лично не стали, но в ответе согласились — «при столь масштабных работах отдельные участки кладбища не просто напоминают – а по сути, являются строительной площадкой».
Сергей Татаренко, настоятель храма Святого Михаила, пробст Петербурга: «Работая в таком месте как кладбище, надо с благоговением относиться к памяти тех, кто здесь похоронен. Поэтому… вынимая грунт, его вывозят, а потом завозят засыпку».
Когда вывезут весь строительный мусор – судя по комментариям от комитета, внешний вид кладбища изменится в лучшую сторону – появится общественный туалет, та самая емкость станет частью очистных сооружений. Будут на Смоленском и новые дорожки и ограды. Возможно, оно станет таким же, как и сто лет назад.