Россияне стали больше тратить с приближением весны. Потребительские расходы жителей России в марте 2011 года выросли на 11% по сравнению с аналогичным показателем февраля. Таким образом, тенденция на восстановление потребительской активности продолжает сохраняться.
По данным исследовательского холдинга «Ромир», номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в марте 2011 года выросли на 18% по сравнению с мартом 2010 года. По сравнению с февралем 2011 года рост повседневных расходов в марте составил почти 11%, пишет ДНИ.ру.
В целом за первый квартал 2011 года уровень повседневных потребительских расходов оказался на 15,3% выше, чем в прошлом году. С поправкой на инфляцию в 11-12% годовых можно говорить о реальном росте повседневного потребления на 3-4%. Таким образом, тренд на восстановление потребительской активности на рынке товаров повседневного спроса, зафиксированный к концу прошлого года, сохраняется уже почти полгода, сообщают исследователи.
В большей степени нарастили свое повседневное потребление в марте по сравнению с февралем текущего года семьи со средним уровнем доходов. Рост номинальных расходов в этой группе составил почти 20%. Что касается групп с доходами «ниже среднего» и «выше среднего», то повседневное потребление в них номинально выросло всего лишь на 6,5%. В Москве повседневные расходы в марте по сравнению с февралем выросли на 6%, в других крупных городах рост составил 13%.
Размер среднего чека с января 2010 года не меняется значимым образом: в марте этого года оказался лишь на 2% выше, чем в феврале, а по сравнению с мартом 2010 года он вырос на 5,5%. В Москве размер среднего чека в марте снизился по сравнению с февралем на 2%. А в городах с населением 500-700 тысяч жителей он вырос на 6,7%.
Стабильный размер среднего чека при росте номинального размера расходов говорит о том, что продолжает сохраняться тенденция более частого совершения повседневных покупок в торговых точках различного формата, проявившаяся еще в конце 2008 года. В отношении повседневных покупок россияне довольно рациональны и экономичны, отмечают маркетологи.
Доля расходов на продукты питания в общем объеме повседневных трат без учета услуг и крупных покупок оставалась в марте на уровне 72-74%. Примерно такие же цифры характерны и для предыдущих четырех месяцев. Эта пропорция обычно меняется только в сезон подготовки к началу нового учебного года, когда доля продовольственных товаров падает до 61-63%, а непродовольственных (в повседневной корзине) – возрастает до 37-39%.