Как сообщает журнал «Финанс», около года назад ряд иностранных автомобильных банков начали работу на российском рынке автокредитования: “Тойота Банк”, “Даймлер Крайслер Банк Рус” (теперь “Мерседес-Бенц Банк Рус”), GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, в ближайшее время к ним присоединятся еще два банка: BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen).
Тогда российские банкиры забеспокоились, а автовладельцы обрадовались: ведь чем больше конкуренция, тем дешевле должны быть кредиты. Однако несмотря на то, что процентные ставки у иностранных автомобильных банков в среднем ниже, чем у универсальных банков, общего снижения ставок по кредитам не будет.
Реальная процентная ставка по автокредиту — 28%
Сегодня процентная ставка по автокредиту колеблется от 10 до 18% годовых. “Иностранцы” заявляют ставку в среднем чуть ниже по рынку: от 9% (в долларах) и 10-11% (в рублях) – о радикальной разнице здесь говорить не стоит. Эффективные же ставки (то есть со всеми комиссиями, страховкой и прочими сборами) достигают всех 28%. Несмотря на недавнее требование Центробанка банкирам указывать в рекламе реальные, эффективные ставки, пока немногие банки на это отваживаются. А ведь при подборе кредита потребитель часто смотрит именно на кредитную ставку и зачастую на визуальном уровне принимает решение обратиться в тот или иной банк.
Появление иностранных игроков не испугало российских банкиров, а снижения ставок не произошло. “Напротив, большинство российских финансовых институтов повысили ставки в связи с удорожанием для них финансовых ресурсов, а зачастую и повысили требования к потенциальным заемщикам, – отметили в BMW Bank, который уже получил лицензию и вот-вот начнет работу в России. – Некоторые игроки значительно сократили свое присутствие на данном рынке или даже полностью прекратили выдачу автокредитов”. В “Тойота Банк” также заметили, что в связи с удорожанием ресурсов в последнее время снижение ставок несколько приостановилось. “Многие банки начали поднимать ставки, особенно это коснулось рублевых кредитов”, – констатирует президент “Тойота Банк” Олаф Найтцш.
Особенности международного фондирования “аукнулись” и на ставке рефинансирования ЦБ: 10 июня она выросла с 10,5% до 10,75%, на что некоторые банки немедленно отреагировали повышением ставок на 1-2% и даже на 5%. “В целом ставки по автокредитам сейчас находятся практически на минимально возможном уровне, поэтому их снижения ожидать не приходится”, – констатирует начальник департамента банковских продуктов АКБ “Инвестбанк” Алексей Рыбаков.
Эксперты: Дешевле не будет
Несмотря на то, что российский рынок автокредитования еще хранит в себе огромный потенциал, а конкуренция с каждым месяцем обостряется, автокредиты в ближайшее время дешевле не станут. Напротив, до конца текущего года ставки по кредитам, если не останутся на сегодняшнем, более или менее стабильном уровне, продолжат рост вверх.
“Исторически сложилось, что ставки по автокредитам являются одними из самых низких среди кредитных продуктов банков, и в условиях повышения стоимости ресурсов на международных рынках можно ожидать, что многие банки будут вынуждены повысить ставки”, – считает член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Роман Воробьев.
По данным журнала “Финанс”
“Возможно, ставки фондирования увеличатся из-за ухудшения конъюнктуры на межбанковском рынке, и тогда банки будут вынуждены поднять ставки, – согласен руководитель блока “Автокредитование” Альфа-Банка Сергей Силантьев. – Однако по специальным программам банков и автопроизводителей ставки останутся на прежнем уровне, – прогнозирует эксперт, – а также будут разрабатываться специальные предложения с пониженными ставками”.
С тем, что банкам нет резона снижать ставки по кредитам, согласны и сами автопродавцы, которые непосредственно общаются с клиентом. “Расти уже некуда, денег много, – делится наблюдениями президент автохолдинга “Фаворит Моторс” Владимир Попов. – Если сегодня на половину моделей запись на полгода вперед – будут брать и по 16%, и по 17%, и по 18%”.
Добавим,что ранее ГАЗЕТА.СПб сообщала, что невозвраты по кредитам стали серьезной проблемой для банков. Так, по статистике ЦБ, сумма просроченной задолженности по потребительским кредитам на конец прошлого года составила более 96 миллиардов рублей, или 3,2 процента от общего объема выданных ссуд. Однако, по экспертным оценкам, в действительности она выше официальной статистики в 2,5 раза. Но страдают от мошенников не только банки, но и добросовестные заемщики — банкиры заранее закладывают риски в стоимость кредитов и повышают процентные ставки, напоминает Иванов. Кроме того, при достижении определенного порога не возвратов возникает угроза стабильности для всей финансовой системы, тревожатся эксперты.
Отметим, что в Петербурге в прошлом году просроченная задолженность по кредитам в северо-западном регионе составила 2,5 млн рублей и $0,4 млн и это при том, что количество выданных кредитов по сравнению с предыдущим годом возросло на 50%. Понятно, что основная доля приходится на крупные ипотечные кредиты, но растет число и потребительских и «карточных» кредитов.