На следующей неделе, 10 октября, закончится срок эксперимента по введению турникетов в общественном транспорте Петербурга – исполнится месяц, как первый оснащенный вертушкой троллейбус маршрута номер 17 вышел на улицы.
«Эксперимент вполне удался», — уверены его инициаторы — ГУП «Электротранс». Но на практике все оказалось иначе.
Напомним, что этот эксперимент должен показать, насколько перспективно использование опыта других городов в борьбе с безбилетными пассажирами. Однако петербуржцы нововведением недовольны.
Картина посадки в троллейбус, судя по описанию очевидцев – анекдотическая. Народ по привычке пытается войти в средние и задние двери. Водитель через громкоговоритель осаживает пожилых женщин и старушек, призывая их пройти в первую дверь. Люди в недоумении разглядывают агрегат и начинают рыться в поисках магнитных карточек и мелочи. В результате на входе скапливается внушительная пробка.
Доходит до того, что многие пассажиры игнорируют троллейбус с турникетом и ждут следующего.
Однако не все так плохо – корреспондент «Фонтанки» убедился на собственном опыте, что турникеты работают не всегда!
Внешне — все по замыслу: по городу едет троллейбус, у дверей надписи – «вход через первую дверь». За ней вертушка и кондуктор. Вот только турникеты работают далеко не всегда. От кольца у Казанского троллейбус подъезжал к остановкам, открывая лишь средние двери, тем самым сбивая с толку пассажиров своими стрелками и надписями. Такое продолжалось, пока вагон не доехал до Садовой улицы.
Хочется надеяться, что не фотоаппарат в руках журналиста заставил кондуктора спохватиться и наконец включить «чудо техники». Однако у водителя именно в это время по странному стечению обстоятельств внезапно заработал микрофон, и он стал объявлять названия остановок. Правда, через две остановки кондуктор вновь отключил турникет, но остался у передней двери, через которую и стали входить пассажиры. Судя по их реакции, система заработала внезапно: люди ругались, требовали прекратить безобразие и немедленно открыть им средние двери.
На линии в контрольный день было замечено три машины с турникетами у первой двери. Ситуация с пассажирами повторялась.
В салоне троллейбусов не появились обещанные «Горэлектротрансом» контактные телефоны для изучения мнения горожан о нововведении. Мало того, по номеру «горячей линии», объявленной ГУПом, дозвониться не удалось даже после 5 попыток: мелодичный успокаивающий голос автоответчика из раза в раз упорно повторял, что «Ваш звонок очень важен для нас…», но операторы все время были заняты. Поэтому единственными и невольными слушателями народного фольклора по оценке работы турникетов остались водители и кондукторы.
Собственно, можно понять, почему зачастую они не включают чудо-турникет, срывая столь важный эксперимент. Ведь их мнение о том, как «приятно» работать на машине с вертушкой, вызывающей столько негативных откликов в салоне, никто слушать не будет. А им приходится в этих условиях работать по несколько часов, выслушивая недовольство пассажиров.
Между тем, пресс-служба ГУП «Горэлектротранс» сообщает: на 17-м маршруте троллейбуса, где проводится эксперимент, пассажирский поток остался прежним, люди не перестали пользоваться привычным видом транспорта. Кроме того, никаких задержек и отклонений от графика в связи с введением «вертушек» отмечено не было: «пассажиры воспринимают наличие турникетов с пониманием, ведь с такими же устройствами они сталкиваются ежедневно в метро». Официальные итоги эксперимента будут подведены 12 октября.
ГУП «Горэлектротранс» не раз жаловался на острую нехватку кадров, но при этом упускает важную деталь – кто поедет на троллейбусе, который больше стоит на месте, чем едет, в том числе и из-за вертушки. Вот и выбирают пассажиры неудобные грузовые автобусы, которые переделаны доморощенными Кулибиными в маршрутки. А что делать — таков закон рынка, у них и маршрут удобней и турникетов нет. Если продолжать в том же духе, то скоро с улиц пропадёт не только трамвай, но и троллейбус.