Правительство РФ предлагает приравнять призывы к экстремистской деятельности в интернете к таким же призывам в СМИ

Как признает правительство РФ в пояснительной записке к законопроекту, «принимаемые меры по борьбе с проявлениями экстремизма зачастую являются малоэффективными». Например, в 2007 году было зарегистрировано 38 преступлений по ст. 280 УК («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»), а в 2010 году уже 51 преступление.

По ст. 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») число преступлений выросло со 170 до 272, а по ст. 282.2 («Организация деятельности экстремистской организации») — с 16 до 27, пишет газета «Коммерсант».

Как отмечает издание, антиэкстремистское законодательство российские власти регулярно ужесточают с момента принятия в 2002 году закона «О противодействии экстремистской деятельности». Тем не менее причиной неэффективности борьбы с экстремизмом правительство называет «имеющиеся недостатки в законодательстве».

Правительство РФ предлагает приравнять призывы к экстремистской деятельности в интернете к таким же призывам в СМИПервый недостаток — отсутствие уголовной ответственности за финансирование экстремистской деятельности — правительство хочет решить введением в УК ст. 282.3. Если такая норма будет введена, то финансированием будет считаться «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг», заведомо предназначенных для помощи экстремистской организации или финансирования хотя бы одного экстремистского преступления. Минимальным наказанием будет штраф (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.), а максимальным — лишение свободы до трех лет.

Если же преступление совершено с использованием служебного положения, то штраф может составить 300-700 тыс. руб., а срок лишения свободы — до шести лет. Причем имущество, предназначенное для помощи экстремистам, будет конфисковано. Впрочем, как говорится в примечании, преступник может быть избавлен от ответственности, если он не совершал никаких других преступлений и помог пресечь финансируемое преступление.

Другой пробел правительство обнаружило в законе о противодействии экстремизму — там не закреплены полномочия властей. Теперь же, согласно законопроекту, само правительство будет разрабатывать, а потом и обеспечивать меры по противодействию экстремизму и ликвидации его последствий.

А президент сможет определять «основные направления» государственной политики по противодействию экстремизму, а также создавать специальные органы по координации органов власти разных уровней.

Сейчас по первой части ст. 280 УК за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» в качестве санкций может быть выбран штраф, арест либо лишение свободы с запретом занимать определенные должности (до трех лет).

Вторая же часть этой статьи касается призывов к экстремизму «с использованием СМИ» и предусматривает безальтернативное наказание — лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права заниматься
определенной деятельностью до десяти лет. Правительство же предлагает в этой части статьи приравнять к СМИ интернет.

Похожее уточнение добавлено и к ст. 282 УК: теперь возбуждение ненависти, а также унижение достоинства человека по национальным, социальным и другим признакам в интернете будет по закону приравнено к совершению такого же преступления публично или с использованием СМИ.

По сравнению с выступлением на автобусной остановке, как утверждает председатель думского комитета по уголовному законодательству Павел Крашенинников, общественная опасность экстремистских призывов в интернете больше. Поэтому, пояснил «Коммерсанту» депутат, и понадобилось приравнять такие призывы к призывам в СМИ, ведь сами интернет-сайты, не зарегистрированные в качестве изданий, по закону не считаются СМИ.

ПОДЕЛИТЬСЯ: