Лидеры демпингуют по наиболее продаваемым во всех сетях маркам телефонов– Nokia и Samsung, что вынуждает других игроков реализовывать их без маржи. Как показал проведенный CNews опрос, ритейлеры пытаются выровнять продажи, делая ставку на модели других вендоров.
Ценовая война между крупнейшими игроками сотового ритейла в Петербурге, «Евросетью» и «Связным», продолжается вот уже квартал с апреля текущего года. «Евросеть» регулярно снижает цены на модельный ряд телефонов Nokia, поскольку продажи этого вендора составляют основной бизнес конкурентов. В ответ «Связной» играет на понижение в отношении телефонов Samsung. «Препирательство между лидерами вынуждает других ритейлеров подстраиваться под них. В результате продажи по наиболее продаваемым вендорам, Nokia, Samsung и Sony Ericsson, ведутся «в ноль»», — рассказал один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.
Данные опроса петербургских дилеров, проведенного CNews, подтверждают, что Nokia, Samsung и Sony Ericsson занимают максимальную долю в продажах большинства дилеров. При этом Nokia традиционно сохраняет первое место с большим отрывом от других производителей: от 42,64% у «Телефорума» до 56,7% у «Телефон.ру». По объему продаж телефонов Samsung находится на втором месте, при этом его доля, как правило, в два раза меньше доли Nokia: от 17,8% у «Диксис» до максимально 29,7% у «Телефорума». Sony Ericsson занимает третью строчку в продажах, его доля составляет от 12% у «Цифрограда» до 17,33% у «Телефорума». Принципиально иная картина наблюдается только в сетях «Евросеть» и «Ультра» (данные приводятся совокупно): здесь на первом месте Samsung (42% на июнь), и только затем Nokia (16%) и Sony Ericsson (15%). Это связано со старым конфликтом российского ритейлера и финского вендора.
Поскольку наиболее продаваемые марки не приносят дилерам ожидаемой прибыли, наблюдается рост доли других вендоров в продажах ритейлеров. Так, у многих сетей на четвертом месте в июне оказался LG — у «Телефон.ру» его доля составила 4,7%, у «Цифрограда» — 7%, у «Диксис» LG на шестом, но его доля также ощутима — 3,7%. У «Телефорума» на четвертом месте Motorola с 5,59%, но зато бюджетная модель LG KG270 оказалась наиболее продаваемой в июне, тогда как у других сетей на первом месте традиционно бюджетные модели Nokia. «Тенденция связана в первую очередь с прибылью ритейлеров: на товар основных вендоров во втором квартале 2008 года она падала, по бренду LG оставалась на хорошем уровне», — отметил директор по рекламе ЗАО «Телефорум» Сергей Дунаев.
Ценовая конкуренция «Евросети» и «Связного», не подкрепленная никакими объективными факторами, приводит к определенной нервозности на рынке, подтвердил аналитик Денис Кусков. «Связной» и «Евросеть» снижают маржу, но продажи их все равно растут. Другие ритейлеры вынуждены предлагать более узко сегментированные марки телефонов, как правило, те, с чьими вендорами у сети установились хорошие отношения. Эти сети крайне заинтересованы в прекращении ценовых войн, поскольку они в первую очередь бьют по их бизнесу, а не по лидерам», — заявил г-н Кусков. Еще одна характерная тенденция, которую отметил аналитик – капитуляция Siemens на фоне остальных вендоров. В последнее время компания не выпускает моделей, которые пользовались бы спросом, поэтому продажи этой марки в дилерских сетях фактически стремятся к нулю. Продажи телефонов вендоров, так называемого, второго эшелона, например Pantech и Fly, также не высоки в целом по рынку (1-2% от общего объема): эти марки интересны очень узкому сегменту аудитории.
Фото: animatec.ru
Ценовые войны между «Евросетью» и «Связным» продолжают оказывать негативное влияние на рынок
Что касается конкретных моделей телефонов, то в Топ-5 у большинства дилерских сетей (кроме «Евросети» и «Ультра») лидерство удерживают бюджетные трубки Nokia. Прежде всего, это Nokia 1200 (около $50), а также модели Nokia 1208 (около $60), Nokia 2760 (около $115), Nokia 1650 ($80). В зависимости от сети, эти модели занимают строчки от первой до пятой в общем рейтинге. Более дорогостоящие телефоны попадают в «пятерку» далеко не у всех дилеров, но, например, у «Телефорума» это Nokia 6300, а у «Цифрограда» Nokia 5300 – их стоимость в среднем выше $200. В «Евросети» и «Ультра», закономерно, наиболее продаваемыми моделями в июне стали Samsung SGH-E250, Samsung SGH-C140 и Motorola C118.
По данным участников опроса, в среднем динамика продаж дилеров в июне оставалась в пределах естественного роста и составила около 10%. По мнению Дениса Кускова, такие незначительные колебания являются нормой и в ближайшее время никакого «прорыва» на рынке не ожидается, как и значительного спада. По данным аналитика, ежегодно в Петербурге продается около 2 млн. мобильных телефонов, и показатели 2008 г. превысят эту планку незначительно.
Источник: CNews