Сегодня на заседании городского правительства была принята целевая программа развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года. Об этом сообщает сайт Смольного.
Среди целей программы, говорится в пресс-релизе, повышение доступности городского пассажирского транспорта, сокращение времени в пути (на 10%), увеличение количества пассажиров (на 68%), повышение комфортности городских маршрутов для лиц с ограниченными возможностями.
Предусматривается развитие метрополитена – строительство станций «Адмиралтейская», «Спасская» и второго вестибюля станции «Спортивная 2», продолжения Фрунзенского радиуса до станции «Южная» и развитие шестой Красносельско-Калининской линии метрополитена.
Программа развития наземных видов пассажирского транспорта включает строительство трамвайных и троллейбусных линий, строительство и реконструкцию парков, диспетчерских станций и разворотных площадок, отдельных полос для движения трамваев.
В документе также заложены планы по повышению безопасности дорожного движения, сокращения аварийности (на 18%) и числа заторовых перекрестков, в том числе за счет увеличения количества внеуличных пешеходных переходов и светофорных объектов.
Общий объем финансирования программы составит 137,3 млрд рублей.
По словам главы комитета по транспортно-транзитной политике Алексея Бакирея, в настоящий момент сеть общественного транспорта и улично-дорожная сеть Петербурга не соответствуют нормам для такого развивающегося европейского мегаполиса.
ГАZЕТА.СПб нашла цифры и факты из принятой Транспортной стратегии, которые ярко иллюстрируют это заявление. Вот некоторые из них:
***
Плотность УДС (улично-дорожной сети) в Санкт-Петербурге составляет 3,8 км/кв.км, в то время как аналогичный показатель в Лондоне составляет 9,29 км/кв.км, в Барселоне -16,88 км/кв.км.
***
Современное состояние УДС значительно отстает от планов развития УДС, которые были намечены предыдущими генеральными планами Санкт-Петербурга.
***
По состоянию на 01.01.2010 общая протяженность УДС Санкт-Петербурга составляет 3140,9 км, в том числе магистральных дорог — 1602,0 км. На эксплуатацию и ремонт существующей сети (без нового строительства) направляется почти четверть транспортных расходов бюджета Санкт-Петербурга.
***
Около 44 процентов всей УДС находится в неудовлетворительном состоянии; отмечается быстрый износ верхнего слоя асфальтобетонных покрытий на магистральной сети дорог, вызванный в том числе высокими транспортными нагрузками и применением шипованной резины.
***
Темпы развития УДС не соответствуют стремительному росту объемов жилищного и промышленного строительства, в результате чего возникли серьезные проблемы в передвижениях как у жителей этих районов, так и у расположенных на их территории предприятий. Прирост протяженности сети УДС в 2010 году по отношению к 1985 году составил всего 60,9 км. (Т. е. за 25 лет постороено 60 км новых дорог).
***
Применение традиционных (объемно-затратных) контрактов часто приводит к перерасходу средств, особенно в отношении текущего обслуживания и ремонта. Необходимо принятие новых подходов, которые позволят более эффективно управлять эксплуатацией и ремонтом существующей УДС, прежде всего, внедрение комплексных долгосрочных контрактов с оплатой по достигнутым потребительским свойствам дороги.
Опыт ряда зарубежных стран (Великобритания, Франция, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Финляндия, США, Канада) показал, что применение таких контрактов позволяет сократить эксплуатационные затраты от 10 процентов до 40 процентов при существенном улучшении их качества.
***
Протяженность общей сети рельсового или иного внеуличного городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге составляет 0,19 км/кв.км или 0,27 км на 1 млн. жителей. В Лондоне указанный показатель равен 0,436 км/кв.км или 0,943 км на 1 млн. жителей, в Мадриде — 0,558 км/кв.км или 1,093 км на 1 млн. жителей.
***
Ежегодное количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Санкт-Петербурге от общего количества пострадавших в указанных происшествиях составляет — 6,45 процента, что почти в три раза выше, чем в Париже — 1,7 процента, в Лондоне — 2,95 процента, в Мадриде — 2,71 процента.
***
В Санкт-Петербурге услугами городского пассажирского транспорта пользуются более 70 процентов населения, что превышает среднеевропейский уровень и соответствует уровню городов Восточной Европы (Варшава, Будапешт, Бухарест).
Вместе с тем в последние годы объем перевозок пассажиров пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге неизменно снижается.
***
Основой системы городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге является метрополитен, протяженность пяти линий которого в настоящее время составляет 112,5 км, число станций — 64. Медленное развитие метрополитена в последние 20 лет отразилось в недостаточном охвате территории Санкт-Петербурга внеуличным скоростным транспортом — плотность линий метрополитена составляет 0,19 км на кв.км.
Показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга метрополитеном (24,6 км на 1 млн. жителей) значительно ниже аналогичных показателей большинства крупнейших городов Европы (Лондон, Барселона, Вена, Афины, Будапешт, Мадрид).
***
Подвижной состав шести трамвайных парков насчитывает 789 трамваев, общая протяженность трамвайных путей, по которым осуществляется пассажирское движение, — 240 км в двухпутном исчислении, в том числе 142 км путей на выделенных полосах движения, доля трамвайных перевозок составляет 10 процентов от общего объема пассажирских перевозок. Маршрутная сеть трамваев за последние годы сократилась.
***
Протяженность маршрутной троллейбусной маршрутной сети — 250 км; 684 троллейбуса из семи троллейбусных парков осуществляют регулярные пассажирские перевозки: общее число перевозимых пассажиров составляет около 7 процентов от общего объема пассажирских перевозок.
***
Перевозки автобусами осуществляются на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу (далее — социальный маршрут) и на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте (далее — коммерческий маршрут). На социальные маршруты выходят около 1900 автобусов. Коммерческие маршруты обслуживают около 3500 автобусов и микроавтобусов.
***
Средняя скорость сообщения на наземном пассажирском транспорте в часы пик на наиболее загруженных направлениях составляет 8-12 км/ч. У 75 процентов автобусных маршрутов с регулируемым тарифом интервал движения в час пик превышает 15 минут.
***
В часы пик наполнение подвижного состава метрополитена превышает нормативное в 1,3 раза, а 30 вестибюлей станций метрополитена загружены более чем на 100 процентов.
***
На долю пешеходов приходится более 60 процентов всех погибших на дорогах Санкт-Петербурга и значительная часть травм, полученных в результате ДТП.
***
В 2010 году приходилось 310 автомобилей на 1000 жителей. Количество автомобилей, приходящихся на 1 км УДС Санкт-Петербурга, по сравнению с 1990 годом выросло в 4,2 раза. Ситуация на УДС, уже воспринимаемая как неприемлемая, будет ухудшаться, если не будут приняты безотлагательные меры.
***
На территории Санкт-Петербурга расположено около 1300 регулируемых перекрестков, 64 тыс. дорожных знаков и дорожная разметка общей протяженностью 3 тыс.км.
***
Неупорядоченная стоянка транспортных средств существенно ухудшает условия движения на значительном количестве магистралей. Многие улицы центральных районов Санкт-Петербурга работают в режиме дневных бесплатных парковок и практически исключены из состава функционирующей УДС.
***
Неконтролируемая парковка сокращает дорожное пространство, приводит к заторам на дорогах, ограничивает передвижение пешеходов на тротуарах, уменьшает эффективность выделенных полос движения городского пассажирского транспорта.
***
Из-за отсутствия привлекательных альтернативных маршрутов в обход центра, нехватки мостов через р.Неву значительная часть транспортного потока, целью которой центр не является, вынуждена двигаться транзитом через центр.
***
Дефицит мест погрузки/разгрузки и технологического отстоя грузового автотранспорта приводят к его стоянке на УДС в ожидании грузовой работы или в режиме постоянной парковки.
***
Уровень загрязнения воздуха в Санкт-Петербурге определяется выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух Санкт-Петербурга от этих источников в 2010 году составил 625,3 тыс.т. При этом вклад передвижных источников составляет более 90 процентов, из которых 99 процентов приходится на автомобильный транспорт.
***
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в 2010 году составили 573,8 тыс.т, в том числе: твердых веществ — 15 тыс.т; диоксида серы — 5,7 тыс.т; оксида углерода — 381,8 тыс.т; оксидов азота — 113,5 тыс.т; летучих органических соединений — 71,2 тыс.т.
***
Постоянное увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта является следствием продолжающегося роста парка автотранспортных средств.
***
Парк грузовых автомобилей в Санкт-Петербурге составляет более 125 тыс. автомобилей, 40 процентов которых имеют грузоподъемность до 6 т. В 2006-2010 годах количество зарегистрированных в Санкт-Петербурге грузовых автомобилей увеличилось на 23,1 процента.
***
Через Санкт-Петербург ежедневно проходит до 2,5 тыс. тяжеловесных автомобилей с внешнеэкономическими грузами, из которых 1,7 тыс. единиц проходит транзитом.
***
В настоящее время площадь территории Санкт-Петербурга со сверхнормативным уровнем загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота, по результатам расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основе информации о параметрах источников выбросов промышленных предприятий и автотранспортных потоков, составляет около 4 процентов территории Санкт-Петербурга.
Основные очаги загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются на территории Адмиралтейского (58 процентов территории района), Центрального (42 процента территории района), Фрунзенского (20 процентов территории района), Невского (13 процентов территории района), Московского и Кировского (10 процентов территории района) районов Санкт-Петербурга.
***
Наиболее значимым источником шума на территории Санкт-Петербурга является авиационный транспорт, далее следует автомобильный транспорт, промышленные источники, железнодорожный транспорт, электротранспорт. Шум водного транспорта влияет лишь на 0,1 процента территории Санкт-Петербурга.
Автотранспорт является одним из основных источников шума на территории Санкт-Петербурга как по площади создаваемого сверхнормативного воздействия (25 процентов нормируемых территорий), так и по величине создаваемых превышений допустимого уровня шума.