Понятно, что это новое требование приведет к значительному переделу рынка, а за подорожавшие туры будут платить туристы.
В Ростуризме обещают, что эта мера будет обсуждаться достаточно серьезно. Неудивительно, что повышение поддерживают крупные операторы. «Туры дорожают, и гарантии должны увеличиваться, чтобы покрыть эти расходы», — убежден генеральный директор ЗАО «Фирма «Нева» Сергей Тимралиев.
«Когда в 2007 году вводили фингарантии, многие заявляли, что уйдут с рынка, но этого не произошло», — приводит довод Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации АТОР (в нее входят крупные туроператоры). По ее мнению, расходы будут по силам средним и мелким фирмам, сообщает dp.ru.
«Мы можем это себе позволить, хотя будет тяжело. Но многие уже не смогут», — говорит генеральный директор турфирмы «Альбион» (индивидуальный туризм и продажа авиабилетов) Татьяна Сухорукова. Страховая премия по новой фингарантии обойдется ей в $ 15 тыс. в год. Она думает, что такие деньги смогут заплатить лишь 15-20% турфирм.
Во всем виновата турфирма «Де Тур»
Причина того, что вновь начались разговоры о повышении гарантий — ситуация с «Де Туром». Непонятно, хватит ли 10 млн для выплат всем пострадавшим туристам. По словам главы правового управления ведомства Евгения Писаревского, сейчас Ростуризм занимается общим анализом ситуации, а какие-либо выводы можно будет сделать после того, как начнутся страховые выплаты. О какой сумме может идти речь, пока непонятно. Правда, еще в прошлом году АТОР планировал увеличить финансовую гарантию до 50 млн рублей.
Во избежание подобных ЧП размер фингарантий для операторов международного туризма может вырасти по крайней мере в пять раз, говорят источники «Газеты» на туррынке. При этом для операторов внутреннего туризма он останется прежним — 500 тысяч рублей, видимо, потому что они год отработали более или менее добросовестно. В Ростуризме, впрочем, «Газете» заявили, что рассуждать об увеличении фингарантий преждевременно, а ситуация с «Де Тур» не может быть катализатором: к ее 10 млн прибавятся фингарантии других туркомпаний, которые приобретали у «Де Тур» наземное обслуживание в Турции или полные турпакеты, перепродавая их своим клиентам. То есть без компенсаций никто не останется.
Тем не менее слухи о грядущем увеличении фингарантий уже активно обсуждаются участниками туррынка. Так, на одном из туристических форумов его участники пишут следующее: «Придется продаваться крупным компаниям», или, к примеру, «Думаю, что в России, за исключением двух-трех крупных городов, вообще не останется туроператоров», или «Я за всю жизнь не смогу на такую сумму заработать». Те же компании, которые будут в состоянии платить за гарантии, очевидно, распределят издержки на стоимость туров. «Самым разумным было бы рассчитывать сумму гарантий пропорционально реальной ответственности туроператора, пишет портал «Страхование в России» .
Минимальный порог, конечно, должен быть. А суммы выше этого порога нужно дифференцировать в зависимости от оборота, — считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. — Нам говорят, что это невозможно в условиях непрозрачности рынка, но ведь и эту задачу нужно решать». А вот в Ассоциации туроператоров России (АТОР) ничего страшного не видят: ее члены добровольно оплатили фингарантии на 50 млн рублей. Правда, в АТОР входят в основном крупные туроператоры.
Напомним, от банкротства турецко-австрийской компании Vasco, которая имела в России дочернюю структуру «Детур», всю прошлую неделю серьезные проблемы с размещением в отелях и вылетом на родину испытывали более 500 россиян. Кроме того, под угрозой оказался отдых от 3 тыс. до 5 тыс. российских туристов, которые купили у «Детур» путевки в Турцию с выездом вплоть до конца сентября этого года, сообщал ранее «Интерфакс».
Но, несмотря на то, что речь идет о подавляющем большинстве, обобщать всех все же не стоит, считает пресс-секретарь РСТ, — для цивилизованной части рынка и грамотных потребителей история с «Детуром» все же стала уроком.
В свою очередь, генеральный директор «Магазина путешествий» Александр Преображенский отметил, что туристы приходят к ним с самостоятельно найденными в Интернете предложениями довольно часто.
Гарантии не помогут
«Многие из найденных ими предложений – туры с проживанием в некомфортабельных отелях, плохим обслуживанием и т.д., — сказал он. — Но далеко не всегда клиента удается переубедить, и тогда, дорожа своей репутацией, мы просто отказываемся оформлять договор, и отправляем его в другое агентство или напрямую к оператору».
По словам А. Преображенского, при выборе оператора, в первую очередь, нужно обратить внимание на его рейтинг, составленный на основе опросов профессионалов рынка и потребителей, на наличие финансовых гарантий и своих блоков мест в самолетах. Также важно узнать историю работы оператора на рынке.
«И даже все это не дает 100% гарантии, что оператор благонадежен. «Детур» работал на рынке долго и успел себя неплохо зарекомендовать. Хотя в рейтинги он не входил, что говорит о том, что рынок относился к нему неоднозначно», — добавил г-н Преображенский.
В Петербурге работает около 600 туроператоров и 1 тыс. турагентов (перепродают путевки). После отмены лицензирования и введения фингарантий число туроператоров упало незначительно. По мнению генерального директора компании «Арт-Тревел» Марии Ушаковой, это произошло из-за того, что многие турагенты брали лицензии про запас.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов говорит, что гарантии не защищают туриста: деньги, лежащие на счету, не помогают ему улететь домой или поселиться в отеле. Поэтому надо страховать не турфирму, а каждый выезд в отдельности. В ОСАО «Ингосстрах» сообщили, что компания выплатила пострадавшим от действий турфирм около 100 тыс. рублей по двум случаям и рассматривает 20 претензий на сумму 2,4 млн рублей.
«Нужна дифференциация ответственности, — говорит Мария Ушакова. — Иначе преимущество получат московские фирмы и операторы массовых направлений».