К сожалению, рассовые конфликты для Петербурга — не редкость. Причем, страдают все — и заезжие гастарбайтеры, и студенты, приехавшие по международному обмену, и, даже, жители крайнего севера. Печально и то, что всед за конфликтами взрослых, подобные «разборки» устраивают дети. В Колпинском районе в отношении двух школьниц заведено уголовное дело за избиение и издевательства над девочкой.
Как сообщает сайт Горпрокуратуры, по результатам следствия, несовершеннолетние постоянно создавали конфликтные ситуации по отношению к одной из девочек, как к представителю другой расы. Они оскорбляли ее грубой нецензурной бранью, а однажды избили. Многие конфликты происходили в присутствии других учеников.
Сами нападавшие оказались из неблагополучных семей. Одна из девушек воспитывалась бабушкой, поскольку отец умер, а мать была лишена родительских прав.
Вторая девушка также воспитывалась в неполной, малоимущей семье: мать не работает. Ранее школьница состояла на внутришкольном учете за пропуски уроков и причинение телесных повреждений ученикам, но была снята с учета за примерное поведение.
Однако администрация школы не пресекла противоправных действий своих подопечных, не поставила их на внутришкольный учет, не проводила с девушками профилактическую работу.
По данному факту в марте 2008 года было возбуждено уголовное дело в отношении школьниц 16-ти и 17-ти лет по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 116 УК РФ (причинение телесных повреждений по мотивам расовой ненависти).
По результатам проверки прокуратура района в адреса Главы Администрации Колпинского района и директора школы № 588 внесла представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Отметим, что сегодня в российских школах обучаются около 70 тыс. детей из семей мигрантов, в том числе около 30 тыс. – выходцев из ближнего и дальнего зарубежья. Эти данные департамента образования вызывают недоумение: детей-мигрантов школьного возраста в городе явно больше. Но даже с теми, кто находится в ведении педагогической системы, не все так просто.
Печальная статистика
Если в стране, по данным Всероссийского научно-исследовательского института МВД и Всероссийского фонда образования, каждый десятый конфликт между школьниками происходит на национальной почве, то в Москве эта цифра доходит до 25–30%. Причем в конфликтах участвуют дети всех национальностей.
Приезжих детей чаще всего просто распределяют по обычным классам, к учителям, которые даже не представляют, что с ними делать. Между тем, терпимость юных россиян и их приезжих ровесников друг к другу, как оказывается, совсем невелика.
В ряде школ на партах нарисованы свастики и лозунги «Россия для русских». Дразнить и оскорблять своих неславянского вида одноклассников, а также вбивать в них правила хорошего тона, — считается нормой: пусть не высовываются, а лучше – уезжают.
От отца к сыну
На первый взгляд, причины происходящего понятны: агрессивность некоторых приезжих, их нежелание принимать мораль и нормы поведения, способствуют развитию острой ксенофобии коренного населения. Но и здесь все не так просто.
По данным социологов, более 40 % жителей Москвы, где приезжих больше всего, признают, что испытывают по отношению к представителям других национальностей раздражение и неприязнь. Но лично сталкивались с ситуациями, в которых бы проявлялась межнациональная напряженность, лишь 17% опрошенных.
Очевидно, что у людей сложился устойчивый стереотип: «приезжий инородец — источник проблем и опасности». И взрослые щедро делятся своей убежденностью с детьми: около 37% молодых москвичей уже настроены негативно по отношению к мигрантам.
Особенно сильны националистические настроения среди учащихся седьмых–девятых классов. «Нередко дети совершенно не стесняются в выражениях, чтобы как-то обидеть и задеть своих нерусских одноклассников», — отмечают социологи.
Сейчас в России нет ни одной федеральной программы, направленной против распространения национализма в школах. Вопрос о том, стоит ли вводить уроки дружбы между народами в обязательную школьную программу, пока повис в воздухе. Но даже если толерантность станет одним из пунктов школьной программы, воплотить в жизнь ее будет непросто. Проблема реализации даже самых продуманных методов воспитания толерантности упирается в дефицит квалифицированных педагогических кадров, пишут «Новые известия».