Для гастролей были выбраны 3 классических балета: «Лебединое озеро», «Баядерка» и «Ромео и Джульетта». Главные роли в «Баядерке» и «Лебедином озере» исполнят Анастасия Волочкова и Евгений Иванченко, сообщили Санкт-Петербург.ру в пресс-службе театра.
Напомним, что уже пятый год подряд, по окончании сезона Мариинского театра на сцену выходят представители молодого классического балета Юрия Григоровича.
В разливе «Лебединых озер», танцуемых в эти туристские дни на всех возможных площадках и в исполнении всех возможных трупп, постановка Григоровича наиболее концептуальная и выстраданная. Не получив партийно-номенклатурного одобрения перед премьерой 1969 года, этот спектакль вышел в искаженном виде — с благостно-оптимистичным финалом, совершенно не отражавшим авторский замысел, пишет «Коммерсант».
По Григоровичу, не было хищного злодея, превратившего невинную девушку в птичку. Не было никакого сражения между Зигфридом и Ротбартом с членовредительством в виде отрывания крыльев. А были внутренние демоны, вползающие в душу неискушенного юноши, идеалиста-романтика, который вступал в мир с твердой уверенностью, что все люди — братья. Была тема двойных стандартов и невидимого кукловода, дергающего героя за ниточки. Была тема внутреннего сопротивления, приводящая к единственному выходу — оборвать эти ниточки ценой жизни. О таком диссидентском прочтении нашего балетного всего в 1969 году лучше было бы и не заикаться. Не отставала и сумрачная сценография Симона Вирсаладзе, где гнетущая атмосфера монументального рыцарского замка перекликалась с тревожной синью озера.
Мощь государственной машины (эпизоды во дворце Зигфрида) в постановке Григоровича вызывающе оспаривалась умиротворенной ивановской хореографией лебединых сцен. Невиданная же дерзость хореографа — перевод характерных каблучных танцев третьего акта на классическую основу — вызвала весьма оживленную дискуссию о проблемах сохранения характерного наследия. Но спектакль Григоровича, пусть изломанный и идеологически загипсованный, стал выдающимся событием, на репутацию которого не повлиял даже показ по всем телеканалам 19 августа 1991 года.
В поставленных десятью годами позже «Ромео и Джульетте» Григорович вновь обращается к своей любимой трагедийной теме гибели возвышенных героев в столкновении с жестоким миром. Отказавшись от историко-бытовых реалий, тонкого психологизма и акварельной хореографии Леонида Лавровского (его «Ромео и Джульетта», поставленные с прицелом на Галину Уланову, стали самым знаменитым балетом о судьбе двух влюбленных веронцев), Юрий Григорович сочинил спектакль о другом.
Государственная машина опять катком давила тех, кто осмеливался думать о личном и, маршируя невпопад, нарушал державную стройность сплоченных единой идеей рядов. В этот спектакль, в целом довольно массивный и тяжеловесный, Григорович встраивает исключительный по лирическим достоинствам дуэт главных героев: очнувшаяся Джульетта падает в объятия Ромео, уже выпившего яд, но еще живого. Прозрение и обреченность были тогда ведущими умонастроениями порядочных людей, и хореограф точно уловил их.
Наконец, третий спектакль, который привозит в Петербург краснодарская труппа,— «Баядерка» — относится уже к позднему периоду Григоровича, когда патриарх советского балета стал особенно внимательно вглядываться в классику. Как человек с огромным жизненным опытом, Юрий Николаевич не мог просто любоваться архаикой и анахронизмами одного из старейших балетов Петипа, дошедших до наших дней. Поэтому «Баядерка» подверглась радикальной правке. Оставаясь верным своему принципиальному убеждению решать все только через танец и считая пантомиму и характерные пляски досадным, но неизбежным пережитком прошлого, Григорович откорректировал «Баядерку», заставив танцевать даже миманс, который в традиционном спектакле неспешно и с чувством собственного достоинства шествует по просцениуму. Главные же хореографические ценности «Баядерки», в том числе знаменитые «Тени», остались нетронутыми. Возможно, их тронут краснодарские танцовщики, среди которых Анастасия Волочкова.
Расписание гастролей:
28 июля понедельник 19:00 Баядерка (балет в 3-х действиях)
29 июля, вторник 19:00 Баядерка (балет в 3-х действиях)
30 июля, среда 19:00 Лебединое озеро (балет в 2-х действиях, 4-х картинах)
31 июля, четверг 19:00 Ромео и Джульетта (балет в 2-х действиях)
1 августа, пятница 19:00 Ромео и Джульетта (балет в 2-х действиях)
СПРАВКА: Юрий Григорович родился 2 января 1927 году в Ленинграде. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище, где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 года. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дома культуры имени А. М.Горького.
Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) — имели оглушительный успех. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 по 1964 годы он — балетмейстер в театре имени Кирова. В 1964 становится главным балетмейстером Большого театра — и оставит эту должность только в 1995 году. В настоящее время 12 лет возглавляет Краснодарский театр.