Русский музей открывает выставку крупного авангардиста Николая Суетина (фото)

Ретроспектива Николая Суетина — авангардиста, супрематиста, ученика и сподвижника Малевича — большая и важная выставка. Из авангардистов Суетин был одним из самых ярых и убежденных, пишет «Коммерсант-Weekend»

До сих пор массовый российский зритель считает авангард не классикой и национальным достоянием, а чем-то сомнительным и непонятным, и это свидетельство позорной отсталости и замшелости системы образования.

Ничего непонятного тут нет. Более того, в русском искусстве вообще сложно найти что-то более захватывающее и увлекательное, чем творчество авангардистов. В чем и стоит убедиться на выставке Суетина. Авангард можно читать как гибрид саги с детективом, таким высоким пафосом была наполнена жизнь его творцов и в такие невероятные авантюры — от чисто художественных до политических — они пускались. Но даже на фоне других титанов авангарда творчество Суетина поражает невероятным охватом и всеядностью, за которыми стоит общее для его соратников стремление перевернуть и перелопатить весь белый свет, сжечь старый мир на костре мировой революции и построить новый, неслыханный, в котором жизнь будет искусством, искусство — самой жизнью, а его законы станут законами природы и общества.

Именно эта небывалая мечта — избавить искусство от роли украшения буржуазных гостиных и дать ему править миром — влекла художников в революцию, заставляла сотрудничать с новой властью и творить сущие безумства, которые впоследствии стали хитами истории искусства ХХ века. Суетин был в этом смысле образцовым мечтателем — помимо писания картин он исступленно занимался художественным оформлением нового быта. Он видел себя создателем нового, революционного дизайна, который должен был охватывать все сферы жизни «новых людей» — освобожденных пролетариев.

Русский музей открывает выставку крупного авангардиста Николая Суетина (фото)Он создавал архитектуру и интерьеры, оформлял гигантские выставочные павильоны СССР в Париже и Нью-Йорке, обложки для книг, придумывал узоры для обоев, цветовые решения для новых, коммунистических городов, а его фарфор — супрематические чайники и чашки — один из самых расхожих символов супрематизма вообще. Если бы утопия авангардистов реализовалась хотя бы в малейшей степени, мы бы сейчас пили чай из его «половинчатых» чашек и ставили цветы в вазы-суетоны, при рождении нас заворачивали бы в пеленки с супрематическим узором, а хоронили бы в гробах-архитектонах.

Николай Суетин родился в самом конце XIX века под Калугой. Мальчиком его отдали в Кадетский корпус, и он, хотя и увлекался рисованием, собирался стать военным. Началась первая мировая, Суетина мобилизовали, он с восторгом пошел навстречу военной карьере, но в 1915 году его отправили служить в Витебск, где он и встретил революцию.

Для человека, хотя бы чуть-чуть интересовавшегося искусством, быть в конце 1910-х в Витебске означало попасть в самое пекло нового искусства. Там развернул УНОВИС Казимир Малевич, там создал Народную художественную школу Марк Шагал. Суетин поступил в нее в 1918 году, и белый офицер превратился в солдата авангарда. В 1922 году он переехал вслед за Малевичем в Петроград и стал работать художником по фарфору на Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе. По сей день лучшие образцы суетинского супрематического фарфора находятся в коллекции ЛФЗ.

Параллельно он строил знаменитый ГИНХУК, вместе с Малевичем разрабатывал архитектоны — воплощенные в архитектурных моделях супрематические игры с пространством. Вообще, Суетин был первым и главным учеником Малевича и самым преданным его последователем. Когда Малевич умер, Суетин разработал сценарий похорон учителя и соорудил ему супрематический гроб — прямой наследник архитектонов. В этом авангардном черно-бело-зеленом гробу со знаменитым «Черным квадратом» в изголовье вместо иконы тело Малевича было выставлено на гражданской панихиде. Суетин сделал и памятник на могиле учителя — авангардный куб, точнее, «Черный квадрат», наделенный объемом и многократно увеличенный.

Русский музей открывает выставку крупного авангардиста Николая Суетина (фото)
                                        Химическое. Газ. 1932.

Картины Суетина — это, как и весь авангард, не столько самостоятельная живопись, сколько наглядные пособия по эстетике и теории искусства, философии, идеологии и «всеобщей теории всего» авангардистов. В дневнике Суетин пишет: «Супрематизм — отвлеченность. Он есть небывалое и колоссальное в мысли, но вышедшее из эпохи. В нем нет земли и хочется человеческого». В супрематизме и вообще в авангарде действительно «нет земли», это чистой воды философия, разве что выраженная образами на холсте, а не словами на бумаге. Поэтому Суетин продолжает: «Я хочу мощи человеческой у живописца. Хочу ощутить импульс своего человеческого мяса. Хочу быть на земле и с мощью ея». Отсюда его картины — отвлекаясь от беспредметности, Суетин, как и Малевич, пишет крестьян, стога, дали и ту самую землю, которой ему не хватало в беспредметных геометрических абстракциях супрематизма.

Выставка продемонстрирует не все, но многие грани искусства художника как единого в своей основе проекта: рисунки, акварели, фарфор, пишет сайт Русского музея. Будут экспонироваться работы, находящиеся в собрании Русского музея: супрематические композиции 1920-х годов (как витебского, так и ленинградского периода); картина «Женщина с пилой» конца 1920-х, блокадный эскиз к картине «Победа», фарфор 1920-х и 1930-х годов. Выставка будет включать большое количество произведений из частного собрания, в частности, малоформатные учебные аналитические композиции, выполненные под руководством Малевича, конкурсные эскизы мебели для жилища рабочего 1927 года, графические серии конца 1920х — начала 1930х гг.: Крестьянки, так называемые Полуобразы (или Образы Богородицы), большие чёрно-белые листы с повторяющимися мотивами крестьян, снопов, дирижаблей, а также рисунки военных лет.

С 7 августа до 13 октября
Русский музей, корпус Бенуа
Набережная канала Грибоедова, 2

Фото с сайта Русского музея:

Русский музей открывает выставку крупного авангардиста Николая Суетина (фото)
                                              Мужик. 1932.
Русский музей открывает выставку крупного авангардиста Николая Суетина (фото)
                                          Крестьянка. 1929.

Русский музей открывает выставку крупного авангардиста Николая Суетина (фото)
                                      Мужик (голова). 1932.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБП

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБПНовости
Жители Петербурга получили выгоду в 4,5 млн рублей при покупке и пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей. О такой сумме сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт. Это стало возможно благодаря предложению СБП. До конца года действует акция: при покупке или пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей (СБП) на...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее