ГИБДД упростила правила оформления дорожно-транспортных происшествий. Отныне инспекторы ДПС не будут ставить печати на справки о ДТП и фиксировать скрытые повреждения. Однако нововведение усложнит процедуру страховых выплат.
С 1 апреля вступил в силу новый регламент оформления дорожно-транспортных происшествий, подготовленный ГИБДД России. Документ под названием «Методические указания по оформлению и выдачи справки о дорожно-транспортном происшествии» должен поступить в ближайшее время во все региональные подразделения ГИБДД и касается основного документа во взаимоотношениях водителей и страховых компаний – справки по форме №746, фиксирующей факт аварии.
До сих пор инспектор ГИБДД, приезжая на место аварии, фиксировал на автомобиле все видимые повреждения и выдавал участникам ДТП справку с места аварии. После этого автовладельцы должны были приехать в назначенный день на группу разбора (если участников ДТП было больше одного), получить круглую печать на выданную ранее справку. Только после совершения этих действий автолюбитель мог подавать документы в страховую компанию.
По новым правилам работники ГИБДД больше не будут ставить на справку круглую печать своего подразделения, что до недавнего времени было обязательным условием для рассмотрения страхового случая страховой компанией. В ГИБДД утверждают, что печать на справке о ДТП не несет той значимости, которую ей приписывают страховщики, поскольку все документы оформляются на бланке подразделения, либо снабжаются угловым штампом.
«Если у страховой компании возникают сомнения в подлинности справки, она может направить запрос в то подразделение, которое ее выдало», – считает заместитель начальника главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин.
Кроме того, полицейским запрещено указывать в числе повреждений так называемые скрытые, полученные в результате ДТП, но не видимые при первичном визуальном осмотре.
Наличие фразы «возможны скрытые повреждения» защищало водителя при согласовании автосервисом и страховой компанией дополнительного ремонта. Теперь для того, чтобы быть полностью уверенным в том, что скрытые повреждения в автомобиле действительно есть и страховая оплатит их устранение, водителю необходимо будет провести экспертизу, которая выявит их наличие.
Полицейские уверены, что наличие скрытых повреждений должны определять эксперты, поскольку и так понятно, что скрытые повреждения есть в каждой аварии и не требуется это прописывать отдельно.
«Я считаю, что решение вывести из-под контроля инспектора ГИБДД диагностирование скрытых повреждений – это правильная мера, – считает независимый эксперт Юрий Антипов. – Невозможно определить на глаз, что было повреждено в автомобиле. Например, если автомобиль с рамой, невозможно определить геометрию рамы после удара. Этим должны заниматься профессионалы, имеющие специальное оборудование. Например, дилеры, у которых есть необходимые диагностические средства».
По мнению Антипова, уход от практики скрытых повреждений «на глаз» лишит недобросовестных водителей возможности отремонтировать свой автомобиль за счет другой аварии.
«Предположим, машина получила повреждения в одной аварии, а потом попала в другую, где водитель – пострадавшая сторона. Он приходит в страховую и говорит, что все было отлично, а теперь вдруг автомобиль ведет себя непредсказуемо. Нормальная экспертиза легко определит, когда и какие повреждения были получены», – уверен Антипов, добавляя, что процедура страховых выплат все же будет более сложной.
Энтузиазм ГИБДД не разделяет лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, считающий, что новый регламент ничего не принесет автовладельцам, кроме проблем.
«Во-первых, начнется неразбериха, затягивание страховыми компаниями сроков рассмотрения страхового случая (пока они запрос пошлют и им ответят). Но самое важное – это отсутствие в справке о ДТП скрытых повреждений. Допустим, удар пришел на уровне багажника, а скрытые повреждения обнаружились в районе капота. Водителю будет очень сложно доказать, что капот он не повредил ранее», – заявил Похмелкин «Газете.ру».
Эксперт уверен, что принятие нового регламента не обошлось без лоббирования страховых компаний, которые всегда стараются выплатить меньше реальной стоимости ущерба.