Предыдущей была картина «Изображая жертву» — талантливая, но раздражающе выхолощенная черная комедия по пьесе братьев Пресняковых. Приступая к «Юрьеву дню», Серебренников сменил модных драматургов на сценариста Юрия Арабова (постоянного соавтора Александра Сокурова) и снял, похоже, лучшую российскую картину этого года, пишет Газета.gzt.ru
Оперная певица Любовь (Ксения Раппопорт, получившая за эту роль приз на «Кинотавре») едет на машине с сыном Андреем средь русских снегов. Везет сына в городок Юрьев-Польский, где прошло ее детство: повидать настоящую родину перед отъездом на гастроли в Германию. В Юрьев-Польском они осматривают немногочисленные достопримечательности. Подросток немного скандалит, мать предается ностальгии. В ответ на сыновнее пожелание посмотреть выставку «Князь Багратион и его время» мать говорит, что «лучше останется в своем времени», и засыпает на скамейке. Проснувшись же, обнаруживает разрыв во времени, и разрыв этот гораздо фатальнее, чем можно было представить: ребенок бесследно исчез. Все это занимает первые 15 минут фильма. Остальные два часа мать будет безнадежно искать сына по запущенному городку, постепенно сливаясь с ландшафтом.
Фото: www.film.ru
«Юрьев день» — очень своенравный фильм. Он не претендует на оригинальность. Наоборот, кажется вопиюще — при этом обманчиво — вторичным. Тут и очередная попытка отечественного хоррора: основным объектом для сравнений еще до выхода фильма Серебренникова стал американский «Сайлент Хилл», в котором мать теряла девочку в городке, населенном чудовищными демонами и еще более зловещими сектантами. И игра на съедающем человека провинциальном абсурде «Города Зеро»: ключевую фразу фильма Шахназарова — «Вы отсюда никогда не уедете» — герои «Юрьева дня» повторяют почти дословно. И обреченная на провал бескомпромиссная проба приезжей дамочки на человечность, как в «Догвилле» Ларса фон Триера.
«Юрьев день» — картина-перевертыш. На звучащий в первой половине фильма классический вопрос русской чернухи: «Разве так можно жить?» второй половиной режиссер отвечает: «Да, можно! Смотрите как». Под флером самогонных паров и краски для волос Люба теряет последние крохи ненужной человечности. Оставшееся от прошлой жизни материнство она растрачивает на первые попавшиеся объекты — нового послушника в местном монастыре, молодого уголовника с туберкулезом, даже на выловленный из реки труп безвестного Валька с замерзшим раком на лодыжке. Кажется, будто Любин сын не исчез, а как-то распылился по Юрьев-Польскому. То же происходит и с героиней.
Фото: www.film.ru
Вторая половина фильма — это «Превращение» Кафки, рассказанное с точки зрения колонии жуков. Они наблюдают, как человек по кусочкам теряет человеческое, как вырастают вместо рук лапки и образуется хитиновый покров, как пропадает способность внятно выражать свои мысли, а вместо нее прорывается давящееся бульканье, как личность отказывается от амбиций — будь то семья или заграничные гастроли — и занимает приготовленное ей насекомым коллективом место.
Режиссер Кирилл Серебренников признался, что он не испытывает завышенных ожиданий в отношении того, как российская публика примет картину «Юрьев День». Об этом он рассказал в интервью РИА Новости.
«Нашего зрителя очень долго приучали к развлекательному кино, к легковесной и легкоусвояемой пище, и, возможно, наша картина для них будет трудновата», — пояснил он.
Режиссер согласился с мнением критиков, что фильм не стоит понимать буквально, и что это картина-притча.
Он также призвал зрителей прислушаться к собственным ощущениям во время просмотра: «Если возникла агрессия, стоит разобраться в том, чем она вызвана, если захотели примериться с детьми и родными, то это хорошо».
Фильм «Юрьев день» идет в кинотеатрах:
Дом кино
Каро-фильм Атмосфера
Каро-фильм (в Варшавском экспрессе)
РОЛИК К ФИЛЬМУ