24 сентября Эрмитаже, в залах Главного Штаба, в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» открывается выставка «Пространство Тимура: Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова», сообщает сайт музея.
На выставке, приуроченной к юбилейной дате со дня рождения художника (24 сентября 2008 года Тимуру Новикову исполнилось бы 50 лет), будут представлены малоизвестные и совсем незнакомые российскому зрителю работы.
Тех, кто знал Тимура Новикова, эта выставка приятно удивит, пишет «Коммерсант». Петербургский арт-гуру не предстает здесь бронзовым героем или чудом о дорожающих шедеврах. Все очень сдержанно, без громких слов об исторической роли художника и вообще без лишних церемоний.
Часть экспозиции посвящена новиковской alma mater (фото: azbuka.gif.ru). Для него и его друзей Петербург представлялся, конечно, городом классических традиций, но уныние жителей бывшей имперской столицы этой компании было совершенно незнакомо. Петербург был для них не музеем под открытым небом, но мастерской. В нем жили и работали, устраивая выставки на разведенном Дворцовом мосту или в залах Николаевского дворца. Петербургская тема у Новикова — не банальные достопримечательности и не дежурные цитаты из мирискусников, а пейзажи с горизонтом, без которого редко обходятся классические виды города, хотя мы этого можем и не замечать.
В другом зале работы неоакадемического периода. Здесь Новиков предстает уже не просто в качестве местного художника, но как ключевая фигура арт-тусовки. С середины 1980-х вплоть до смерти шесть лет назад он оставался бесспорным лидером современного искусства Ленинграда-Петербурга. Новиков был одновременно возмутителем спокойствия, идеологом и продюсером. Неудивительно, что жизнь вокруг него шла гораздо быстрее и интереснее, чем в частных галереях, солидных музеях или мастерских модных художников.
Третий раздел выставки рассказывает о Новикове как арт-миссионере, путешественнике и коллекционере. После снятия железного занавеса он много выставлялся в Европе и Америке, долго жил в Нью-Йорке. Возвращаясь, Тимур завозил в провинциальный город искусство из мировых столиц. И местные художники, долгие годы варившиеся в собственном соку, могли соотнести свои работы с тем, что делалось тогда в Берлине, Лондоне или Сан-Франциско. К тому же Новиков был заядлым путешественником, жадным до новых впечатлений туристом-радикалом, стремившимся узнать новый город с изнанки, с укромными уголками и злачными местами. Его поездки и арт-трофеи — едва ли не самый любопытный сюжет выставки. Среди прочего на ней будет показана его знаменитая коллекция фотографий.
Фото: www.afisha.ru
Еще больше, чем знающим, любящим или помнящим основателя неоакадемизма, эта выставка должна понравиться тем, кто хочет узнать о нем подробнее.
Это был человек, одержимый искусством, причем умевший быть бесшабашным и расчетливым, ироничным и деятельным, провокатором и консерватором. Он прожил по меньшей мере три жизни, хотя умер, когда ему было всего 43. Новиков, в юности хипповствующий живописец, учился у ленинградских нонконформистов. Отсюда бунт группы «Новые дикие», которую он возглавил в восьмидесятые,— лихие, броские, корявые картины, ядерная смесь граффити, неумелого рисунка в духе душевнобольных и детских каракулей. После того как модернистская живопись была переиначена в ярый аляповатый стиль, Новиков объявил о возвращении к классическим традициям. Началось время неоакадемизма, подражание античным образцам красоты и бурная деятельность Новой академии изящных искусств, открытой в сквоте на Пушкинской, 10. В конце жизни Новиков примерил новую маску — оголтелого консерватора, критикующего с позиций православного экстремизма все искусство ХХ века.
Эрмитаж, с 24 сентября до 11 января 2009
Фото: www.afisha.ru