Заходя в любой гипермаркет, все мы, поневоле, становимся жертвами маркетинга и мерчендайзинга. Причем, большинство покупателей даже не осознают, что их выбором умело манипулируют.Наверное, многим знакома ситуация, когда зайдя в магазин просто за хлебом, оказываешься у кассы с полной тележкой, набитой нужными и не очень товарами или продуктами.
Между тем эксперты объясняют — в любом супермаркете существует определенное направление движения потока покупателей. Товары повседневного спроса, такие как хлеб, молоко, расположены в самой глубине торговой площади. То есть, добраться до булки хлеба, а затем подойти к кассе, можно только обойдя по кругу вдоль стеллажей, витрин, прилавков и холодильников весь зал.
Хитрый способ «навязывания» ненужных товаров и продуктов придумали американцы. Они же и вычислили, что за каждую лишнюю минуту пребывания в супермаркете, россиянин тратит в среднем 2,5 доллара.Поэтому, так важно задержать покупателя как можно дольше в торговом зале.
Психологи отмечают, что и музыка в торговом зале — играет не последнюю роль. Это тоже своеобразный метод психологического воздействия на покупателей. По словам Валерия Кузнецова, заместителя генерального директора центра исследований Российской ассоциации маркетинга, на нее в магазине обращают внимание 70% посетителей магазинов: «Мягкая расслабляющая музыка создает в торговом зале уютную атмосферу, побуждая покупателей не спешить и больше времени посвятить выбору покупок. Быстрая музыка дает противоположный эффект и используется, например, в часы пик, чтобы ускорить движение покупателей», сообщает aferizm.ru.
Некоторые, особо предприимчивые сетевые магазины, практикуют использование ароматизации воздуха в своих торговых залах. Например, ароматы апельсина, лимона, кожи,тоже, в той или иной степени, влияют на покупательскую реакцию.
Не случаен и способ раскладки товаров на магазинных полках. Доступность, специальные приемы выкладки и оформления (особенно в предкассовой зоне) в сочетании с психологической обработкой подталкивают покупателя на совершение так называемой «случайной, импульсной, покупки» (60% покупок приходится именно на «случайные» и «импульсные»). Иногда продавцы прибегают и к хорошо проверенному психологическому трюку: на ценниках большими цифрами указана цена товара без НДС, реальная же стоимость написана ниже мелким шрифтом. Многие покупатели обращают внимание лишь на первую цену.
Кроме того, подавляющее большинство супермаркетов используют методику путаницы с ценниками. Например, на десятки наименований молочных продуктов, расставленных достаточно компактно, но с какой-то видимостью системы, выставлена масса ценников, расставленных так, что сразу найти нужный ценник просто не реально. И нетерпеливый покупатель, скорее всего, возьмет понравившийся товар, не выясняя реальной цены. В результате подавляющее большинство покупателей до расчета в кассе представляют стоимость товаров в своей корзине очень и очень приблизительно, чем зачастую и пользуются некоторые кассиры.
В большинстве – абсолютное надувательство и так называемые распродажи, когда накануне какого-либо праздника, особенно Нового года, объявляется «обвал цен». Никакого «обвала», лишь выписываются новые ценники, но с двумя ценами: новая и зачеркнутая, типа «старая». Так вот в половине ценников эта «старая цена» просто увеличивается на количество рублей скидки «новой», а в оставшейся половине – «лишь» на две трети.
Именно за счет психологических и маркетинговых приемов покупатели совершают в супермаркетах гораздо больше покупок, чем им в действительности надо, и соответственно, тратят гораздо больше денег, чем планируют.
При посещении супермаркета и выборе товара, следует также учитывать раскладку продуктов. Сегодня уже каждый бывалый покупатель знает, что самые свежие продукты обычно выкладываются на полках сзади.Еще один нюанс: почти никогда не найдете просроченного или некондиционного товара на полках, расположенных на уровне глаз и рук по периметру зала – эти места, как правило, оплачены конкретным производителем, и представители компании жестко следят за своей продукцией.
Самое опасное для потребителя время – это вечер пятницы и субботы, когда народ идет домой после работы и покупает продукты на выходные. Тут необходимо быть особенно внимательными, проверять чеки. Продавцы и кассиры отлично знают, кого легче обвести: мама с орущим ребенком вряд ли найдет силы и возможность перепроверять на банках сроки годности и пересчитывать чек. Вот и появляются в чеках, среди совершенных покупок, такие странные траты, как 1 кг картошки за 150 рублей.