Тогда уже с некоторой осторожностью щупаем, что скрывается за надписью «сухо» — и выдергиваем палец, стряхивая с него капли воды. Что ждет под надписями «громко», «тихо», «жестко» и «мягко» — лучше даже не знать!
Лучше уж открыть милую деревянную шкатулку, на которой написано «Дары леса», пишет «МК в Питере». Внутри под крышкой видна зеленая травка. Но, когда открываешь коробочку, не ожидая никакого подвоха, оттуда выпрыгивает рука лесной Бабы-яги и бьет тебя по пальцам — нечего, мол, лезть, куда не просят. А если открыть старомодный чемоданчик с вышитым крокодильчиком на нем, то прямо на тебя прыгает фиолетовая лягушка. Как тут не вздрогнуть! Некоторые посетители выставки «Метаморфозы шкатулки с секретом» даже не выдерживали и от страха бросали агрессивные игрушки обратно на полку.
— Действительно, игрушки с сюрпризом сделаны больше для взрослых, чем для детей, — рассказала «МК» в Питере» директор Музея игрушки Мария Марченко. — Правда, история умалчивает, откуда взялись чертики из табакерки. Есть легенда, что один средневековый монах поймал настоящего черта и спрятал его в свой башмак, откуда тот периодически выскакивал.
Кстати, совсем не обязательно, чтобы игрушка была именно в форме шкатулки, из которой что-то выпрыгивает. Сюрприз может быть и совсем другим — например, знаменитый французский кукольник XVIII века Жак Деваконсон придумал особый механизм, который он вставлял в свои игрушки. Одна из таких игрушек даже была подарена Екатерине II и вызвала у императрицы и у ее фрейлин бурю восхищения. Это была утка, в клюв которой клалась настоящая пища. Благодаря специальным химическим элементам пища «переваривалась» в нутре утки и выходила из нее уже в переваренном виде. Современные мастера тоже используют этот прием, правда, гораздо менее затейливо — например, железного «Золотого бычка» можно покормить пуговицами. Если покрутить бычка за хвостик, то пуговицы (только целые, а не переваренные) вывалятся из-под хвоста.
Некоторые в шкатулке с секретом видели даже какой-то философский смысл — мол, не все оказывается на самом деле таким, как кажется изначально, в каждом жизненном явлении есть какой-то подвох. Например, открываешь крышку гроба, в котором лежит полуголая красавица с призывными формами и надписью «Мася, я хочу». Но когда гроб открыт, то красавица переворачивается и превращается в обглоданный скелет, хоть и украшенный стразами, но совершенно не привлекательный. А вот маленькая модель первого советского спутника более предсказуема — когда приподнимаешь крышку и заглядываешь внутрь, то видишь там уткнувшихся в экраны Белку и Стрелку.
— Кстати, и наши матрешки — это тоже вариация на тему шкатулки с секретом, — уверена Мария Марченко. — Ведь никто из иностранцев не ожидает, что, открыв одну куклу, он найдет там ее уменьшенную копию! Но вообще я должна с грустью признаться: наши современные мастера не только не обогнали, но сильно отстали по своему мастерству от своих предшественников. Например, в Германии в XIX веке продавали шкатулку, которая таинственным образом в руках у человека автоматически разлеталась на шесть частей, а из центра вылетала сарделька! Нам до этого еще очень далеко — все наши шкатулки надо разбирать самостоятельно.
В рамках выставки (в дни школьных каникул, с 01 по 09 ноября) художник Александр Блинов проведет серию мастер-классов, участвуя в которых, дети смогут сами изготовить шкатулку с секретом (участие в мастер-классе платное), пишет www.hermitagemagazine.ru.
Выставка «Метаморфозы шкатулки с секретом» продлится до 30 ноября.
Наб. реки Карповки, 32, с 11 до 18 часов, кроме понедельника.
СПРАВКА: Петербургский Музей игрушки создан как музей художественный, призванный собирать, хранить, экспонировать и изучать игрушку не только как уникальное явление материальной, историко-бытовой культуры, но и как особый вид искусства, в котором сплетаются древние национальные традиции и самые современные художественные тенденции, пишет www.peterout.ru.
В собрании музея — авторская игрушка и игровые объекты, созданные художниками разных специальностей: графиками, живописцами, скульпторами, дизайнерами, архитекторами. Музей обладает постоянно пополняющейся коллекцией народной (русской и зарубежной) и индустриальной игрушки.