Фестиваль призван познакомить публику с наиболее яркими произведениями как российских, так и зарубежных современных композиторов. На каждом фестивале – а инициатива обещает быть ежегодной – будет сделан акцент на творчестве одного из композиторов, сообщает сайт Мариинского театра.
В этом году такой персоной станет молодой успешный британский композитор Томас Адес: на фестивале будут исполнены его опера и симфонические произведения.
В творчестве британской знаменитости заметны лучшие проявления европейского опыта и английская наследственность, пишет «Независимая газета». После Бенджамина Бриттена – композитора-классика ХХ века, принесшего английской музыке мировую славу со времен Перселла и Элгара, – в Томасе Адесе хотят видеть нового национального героя от академической музыки. Так же, как Бриттен, он рано написал первую оперу, его стилю чужда умозрительность, длинноты и громоздкая фактура. О Бриттене, партнером которого до конца жизни оставался тенор Питер Пирс, дают повод говорить и отношения Томаса Адеса с Талом Рознером, профи в области видео-арта. В 2006-м они вступили в гражданский брак. Однако подробности личной жизни Томас Адес не любит выносить на публику, крайне редко дает интервью. Однажды, устав от домогательств критики, он и вовсе исчез на греческий остров, отменив престижный тур, на котором должен был как пианист играть музыку Лигети с оркестром под управлением самого Саймона Рэттла.
Причина повышенного интереса к музыке Томаса Адеса – в отсутствии намеков на авангард и герметизм. При всей прихотливости музыкальной фактуры в ней высока степень коммуникативности – ее могут слушать и понимать и суперпрофессионалы, и самые обыкновенные любители.
Одни считают композитора со зловеще звучащей фамилией – Адес – мессией современной академической музыки и иначе как шедеврами его сочинения не называют. Другие видят в его искусстве сплошные провокации. Одно из самых мощных сочинений «Америка: пророчество» было написано Адесом в 1999 году по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра как часть большого цикла «посланий для Миллениума». Древние пророчества майя, переведенные на язык конкистадоров в этом сочинении, – о разрушении испанскими завоевателями народов майя – предсказывают и конец империи задолго до фильма Гибсона «Апокалипсис». Если учесть, что премьера сочинения, в котором говорится, что «враг придет с Востока», была исполнена 11 ноября 1999 года – за два года до 11 сентября 2001-го в Вашингтоне, – то к музыке Адеса поневоле стоит прислушаться как к откровению в звуках.
Уникальная программа фестиваля включает четыре российских премьеры и одну мировую – премьеру Пятнадцатой симфонии Сергея Слонимского.
Кроме того, в программе фестиваля – произведения Стравинского, Бриттена, Тищенко, Барри, Сильвестрова.
27, суббота, 20:00
Концертный зал
Powder her Face (Российская премьера)
опера в 2-х действиях
28, воскресенье, вечер
Концертный зал
Симфонический концерт
В программе: произведения Томаса Адеса, Джералда Барри, Игоря Стравинского
29, понедельник, 20:00
Концертный зал
Симфонический концерт
В программе: произведения Бориса Тищенко, Томаса Адеса, Сергея Слонимского
31, среда, вечер
Концертный зал
Симфонический концерт
В программе: произведения Бенджамина Бриттена, Рэйфа Воана-Уильямса, Валентина Сильвестрова