Выставка охватывает период от 1917-1918 годов до 1991, т.е. советский период нашей истории, в который радикально изменившаяся социальная роль женщины и восприятие художником женщины как музы, источника вдохновения и чувственной красоты причудливо переплелись и воплотились в неожиданных подчас образах, сообщает сайт Русского музея.
В то же время отчетливо прослеживаются иконографические традиции воплощения образа — Венеры лежащей, за туалетом, рождающейся из пены морской. Наряду с широко известными женскими образами советского искусства, будут показаны малознакомые работы таких художников как А. Н. Самохвалов, Ю. И. Пименов, А. В. Шевченко, В. И. Малагис, В. В. Лебедев, П. П. Кончаловский, А. И. Петров, В. Н. Лукка, И. В. Лубенников и многих других.
В экспозиции представлена живопись, станковая и печатная графика, плакат, скульптура и декоративно-прикладное искусство из собрания Русского музея, а также фотография из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга.
Идея «Венеры советской» у Алисы Любимовой, старшего научного сотрудника указанного отдела, появилась после приобретения музеем картины петрово-водкинского ученика Малагиса: барышня, позирующая в купальнике примерно 1940 года, правая рука на бедре, левая нога немного отставлена, рядом ползет белая драпировка, головка чуть влево — совершеннейшая классика, на которой странно выглядит натурная рабоче-крестьянская физиономия, считает обозреватель журнала «Афиша».
На выставке вообще нет официоза советской обнаженки: либо откровенно-зазывной, как в «Бане» сталинского президента Академии художеств Герасимова, либо символической, как у главного художника ВДНХ Яковлева. «Венера советская» начинается поздним Кустодиевым и заканчивается средним Видерманом, серединой 80-х; после этого тема угасает.
Специфическая советскость в классическом позировании обнаруживается в виде неожиданного жанрового мотива (то же трико или сползающие с талии штаны желаннейших метростроевок Александра Самохвалова, плебейские типы Владимира Лебедева и коротковатые ноги у Александра Шевченко, бытовая непринужденность у Татьяны Мавриной) — но все равно мы имеем дело с неизменными, с древних греков, ипостасями женственности. Божественная властительница, управительница, вращательница мира (Афродита Урания), она же — деревенская давалка (Афродита Пандемос); сидит дома (Афродита Праксис), мокрая, вылезла из ванны (Афродита Анадиомена), примеряет шмотки (Афродита Каллипига), строит целку (Венера Пудика), смотрится в зеркало — тут хоть Веласкес, хоть Малевич, хоть Маврина — все одно. Неоклассическая претензия советского искусства законсервировала подобострастное (то есть уподобляемое страсти) внимание к повторению иконографии на фоне советской современности, заселению поликлетова канона в коммуналку: для академической позы найден нужный антураж — перед нашим сидит, перед советским зеркалом; вылезла из нашей, советской ванны, отдернув нашу, советскую занавеску, — а ну-ка, быстро и бодро вылезла из ванны!.. Но и чтобы опрежь всего — Венера. Чтобы не просто натурная штудия одинокой женской фигуры, но с приметами современности. Чтобы современность — но и чтобы не забывать, что тема-то вечная. Чтобы не просто нагота, а с соблазном. Чтобы соблазн — и чтобы притом в соблазн не вводить, не до конца.
А.Самохвалов «Девушка в спортивной рубашке». 1932
Выставка «Венера Советская»
1 ноября 2007 г. — 10 марта 2008 г.
Корпус Бенуа
Набережная канала Грибоедова, 2
Часы работы: с 10.00 до 18.00, в понедельник с 10.00 до 17.00.
Кассы закрываются на час раньше. Выходной день — вторник.