Чаще всего проблемы возникают из-за платных справочных служб, за пользование которыми операторы списывают деньги, но отказываются нести ответственность.
Как прописано в договорах, абоненты, пользующиеся авансовой системой оплаты, могут быть отключены по истощению положительного остатка на счете. В справочной службе МТС, услугами которой пользовалась Анна, журналисту «Фонтанки» признались: на всех тарифных планах клиент не защищен от ухода в «минус». Причем никто не может даже назвать, когда точно приходит информация о расходах – это зависит от того, где находится абонент (в роуминге или нет), услуг, тарифа и даже от проведения профилактических мероприятий в компании. А за час через WAP можно скачать не один гигабайт, задолжав оператору уже десятки тысяч рублей, сообщает «Фонтанка»
Обновление баланса у «Мегафона», например, происходит по впсьма странной схеме: может произойти через несколько минут, а может — через сутки.
Компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») более оперативно предоставляет сведения о состоянии счета, защищая абонента от возникновения кредитового остатка. Однако это не касается услуг GPRS и разговоров в роуминге.
Защитил своих абонентов от перехода в «минус» только TELE2,при балансе, приближающемся к нулю биллинговая система не позволит сделать звонок, стоимость которого превышает остаток на счете.
Как выяснилось, для всех операторов вопрос работы с долгами клиентов актуален.Например, дебиторская задолженность заказчиков ОАО «Мегафон» на 1 июля 2007 года превысила сумму в 2,5 млрд рублей. Пока, в случаях небольших долгов, до 1000 рублей, за оказанные услуги, абоненту высылаются письма с предупреждениями. А если же долг превышает тысячу рублей, но на такого неплательщика компания — оператор подает в суд.
Большую надежду операторы возлагают на систему D-Telecom – единую базу данных о «неблагонадежных абонентах» – Бюро кредитных историй. Еще два года назад эту идею начали продвигать операторы «большой тройки» – МТС, «Билайн» и «МегаФон». Предполагается, что заработать она должна уже в этом году, в базе на данный момент записаны 2 млн должников. По закону предоставлять информацию в Бюро кредитных историй можно только с согласия самого абонента. Если такого условия в договоре нет, то делиться сведениями о должнике компания не имеет права под угрозой уголовной ответственности. Для решения этой проблемы операторы на некоторых тарифных планах уже стали вписывать в договор пункт о согласии абонента на предоставление сведений в Бюро кредитных историй. Но не исключено, что этот пункт можно будет признать недействительным, т.к. он является навязанным, ограничивает права клиента, не указан в рекламе и т.д.
Любопытно, что такую политику «сотовики» объясняют необходимостью соблюдать закон. «Согласно выданной нам лицензии мы обязаны предоставить абоненту доступ к услугам связи, которые оказывают другие операторы, а также к системе информационно-справочного обслуживания, – утверждает директор Санкт-Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Андрей Анисимов. – Что мы и делаем. Списание средств с электронного счета абонента за пользование услугами контент-провайдера происходит на основании предоставленного счета. Цену на свои услуги контент-провайдер устанавливает сам и сам же полностью отвечает по своим обязательствам».
СПРАВКА: Алгоритм взыскания задолженности, представляет из себя четкую и отработтаную технологию. Представитель компании связывается с должником, выясняет причину просрочки. Если должник не уклоняется от погашения задолженности,с ним проводятся переговоры о погашении долга. Если причины невозврата долга действительно носят объективный характер, то по предварительному согласованию с кредитором долг может быть реструктурировать (увеличить срок выплаты, дисконтировать штрафы или проценты и т.д.). Если же договориться с должником не удается, передается дело в суд, осуществляется сопровождение судебного процесса, инициируется и контролируется ход исполнительного производства.
По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в текущем году достигло 161,8 млн.
В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец июля 2007 года составил 28,255 млн и 9,290 млн соответственно
Доли петербургского рынка в результате распределились по итогам июля так: «МегаФон» занимает 34,0 % (показатель снизился на 0,5 %), МТС – 28,6 % (уменьшение на 0,2 %), «Билайн» — 24,7 % (увеличение на 0,5 %), а Tele2 – 10,5 % (прирост – 0,3 %). «Скай Линк» владеет 2,3 % рынка (показатель без изменений).