Подорожание сигарет табачники оправдывают постоянным повышением акциза на свою продукцию, однако более неудачного времени для изменения МРЦ придумать было сложно. Рост потребительских цен уже привел к тому, что инфляция по итогам года окажется гораздо выше запланированных значений.
В распоряжении «Коммерсанта» оказались прайс-листы на продукцию табачных компаний British American Tobacco и JTI (контролируют 54% российского табачного рынка), рассылаемые производителями в розничные сети.
С 1 ноября обе компании повышают максимальные розничные цены практически на весь ассортимент. Так, BAT повысила цены в среднем на 1 руб. на всю продукцию, за исключением сигарет дороже 80 руб. за пачку, JTI также повысила МРЦ на свои брэнды в среднем на 2 руб. В российском офисе JTI в пятницу вечером не смогли оперативно отреагировать на запрос «Коммерсанта».
Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый объяснил повышение МРЦ «изменением ситуации на рынке». По его словам, в компании принимали в расчет рост акцизных ставок, инфляцию и стремились сделать сигареты «менее доступными для несовершеннолетних».
Сейчас ставки акциза составляют 100 руб. за 1 тыс. сигарет с фильтром плюс 5% от максимальной розничной цены (весь акциз должен составлять не менее 115 руб.). Для сигарет без фильтра — 45 руб. за 1 тыс. штук плюс 5% от МРЦ, но не менее 60 руб. В среднем компании уже платят на 35% больше, чем в 2006 году, а с 2008 года акциз повышается еще на 20%.
По словам технического директора ГК «Табачный капитан» (управляет сетью одноименных табачных ларьков) Антона Воронова, сегодняшнее повышение цен — первый случай с начала года, когда компании массово повышают их на весь ассортимент. «В течение года повышения были, но эпизодически и на отдельные брэнды», — отмечает он.
По информации собеседника издания в специализированной торговой компании, цены на весь ассортимент собирается повысить российский офис Altadis. А в декабре в среднем на 15% повысятся цены на продукцию табачной фабрики «Нево Табак», рассказал источник в компании.
«Сигареты — по сути, предмет первой необходимости, более половины населения курит, и, конечно, рост цен на них на фоне общей инфляции, не пройдет незамеченным», — полагает директор Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) Вячеслав Бобков. По данным Росстата, потребительская инфляция выполнила годовой план с опережением чуть менее чем на три месяца.
Сильнее всего выросли цены на молоко (рост цен в сентябре — 7,2%), растительное масло и сыр (13,5%), кисломолочные продукты (7,9%). Ритейлеры и производители даже договорились до 31 января заморозить цены на социально значимые продукты, однако правительство уже скорректировало годовой план по инфляции. В начале года прогнозировалось, что она составит 8% годовых, теперь же МЭРТ не исключает, что эта цифра будет двузначной.
В первом квартале 2008 года инфляция может составить около 4,5% против 3% за первый квартал 2006 года. «В этом случае начнут расти цены на все потребительские товары, и табачные компании не останутся белыми воронами», — оптимистичен господин Бобков.
А гендиректор ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин утверждает, что до сих пор основным предметом обсуждений ценовой политики табачных компаний была, наоборот, низкая цена сигарет и их доступность для населения. «Поэтому это повышение, да к тому же в условиях скорректированного в сторону увеличения прогноза по инфляции, должно быть воспринято адекватно», — уверен он.